20 декабря на сцене Псковского театра драмы спектакль «Марат / Сад» немецкого режиссёра Йозуа Рёзинга по пьесе классика и реформатора немецкой драматургии ХХ века Петера Вайса. Спектакль «Марат / Сад» — это совместный проект Гёте-института в Санкт-Петербурге и летнего фестиваля искусств «Точка доступа».

«Марат / Сад» в постановке Йозуа Рёзинга — новая экспериментальная рудиментарная версия классического для европейской театральной традиции текста Петера Вайса, вышедшего в свет в 1963 году: «Преследование и убийство Жана-Поля Марата, инсценированное под руководством маркиза де Сада пациентами психиатрической клиники Шаратон».

Философ, знаток человеческой природы маркиз де Сад проводит остаток дней в психиатрической клинике Шаратон. Он удалился сюда добровольно, полагая, что за пределами сумасшедшего дома сумасшествия еще больше. За окнами — разгар политической реакции, идеалы Великой Французской революции втоптаны в грязь. Маркиз с помощью других пациентов устраивает театральное представление, воссоздающее печальную историю жизни и смерти одного из вождей революции — Жана-Поля Марата. Представление превращается в диспут: Марат ратует за революцию, де Сад исполнен скепсиса. Чья позиция ближе нам сегодня?

Художник спектакля — Сергей Илларионов, номинант премии «Золотая маска» 2016 года, композитор — Владимир Раннев, известен по своим работам в Александринском театре в Санкт-Петербурге, в Электротеатре Станиславского в Москве, «Хау Хеббель ам Уфер» в Берлине. В спектакле заняты известные петербургские актёры: Сергей Лосев (БДТ), актриса Александринского театра Дарья Степанова (Александринский театр), Гала Самойлова («Приют комедианта», «Такой театр», Инженерный театр АХЕ), один из ведущих актеров Театра имени Ленсовета Олег Федоров и актриса Нового императорского театра Настя Балуева. В отборном актерском ансамбле выделяется фигура заслуженного артиста России Cepгeя Лосева. В начале 1980-х он уже играл де Сада в легендарном спектакле Вадима Голикова. 2 августа актер отметил 70-летие, и его участие в спектакле Йозуа Рёзинга это и возвращение в молодость, и творческий вызов, и заслуженный бенефис.

Немецкий режиссер Йозуа Розинг работает с 2013 года в берлинском «Дойчес-театр», где выпустил два успешных спектакля: «Брандер» по новелле Зигфрида Ленца и «Schlammland Gewalt» по пьесе австрийского автора Фердинанда Шмальца. Выпускник знаменитой венской театральной школы Макса Рейнхардта, а вместе с тем и факультета права берлинского Университета Гумбольда Йозуа Рёзинг не раз в своём творчестве пытался разобраться в современном миропорядке. Так, его спектакль «Lehman Brothers» по пьесе Штефана Массини о банковской империи братьев Леман с успехом идет в театре Регенсбурга. В 2017 году в Петрозаводске в «Творческой мастерской» зрители овациями встретили его спектакль «Лебеди капитализма» по одноименной пьесе современного немецкого драматурга Маттиаса Наумана. В этом спектакле режиссер вновь обращается к вопросам современного устройства общества. Осенью 2018 года состоялась премьера новой работы Йосуа Рёзинга «Occident Express» в драматическом театре Киля (Германия), вновь по пьесе итальянского драматурга Штефана Массини: спектакль затрагивает животрепещущую для Европейского Союза тему беженцев.

Постановка получила высокую оценку немецкой критики.

Не менее актуальные мировоззренческие вопросы поднимаются и в постановке «Марат / Сад». Петербургская премьера спектакля состоялась 25 июля 2018 года в рамках Летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который выступил партнером и продюсером этого театрального проекта. Концепция фестиваля предусматривает проведение спектаклей в нетеатральных пространствах (site-specific). Спектакль «Марат / Сад» в Петербурге был показан в торговом комплексе «Невский Центр» (Стокманн). Для показов в Петрозаводске и Пскове Йосуа Рёзинг создал новую версию спектакля для театральной сцены. В Петрозаводске премьера состоялась в ноябре и прошла с огромным успехом.

Для зрителей 16+. 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!