Закольцованные Пушкиным

06 июня 2017

Со 2 по 4 июня в Пушкиногорье прошел 51-ый Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Каждый год поэты приезжают в Михайловское, чтобы отметить день рождения Александра Сергеевича, прочитать стихи на большой поляне, поклониться могиле поэта. Редактор ruspioner.ru Елена Жихарева побывала на празднике, чтобы своими глазами увидеть место, где было написано "Я помню чудное мгновенье", и выяснить у молодых авторов, зачем они выбирают судьбу поэта.

Вот уже 51 год подряд в начале июня в разных уголках России поэты собирают чемоданы и едут на вокзал, чтобы сесть в поезд «N - Псков». Поэты - опытные и молодые, известные и не очень - едут в Пушкинские горы на праздник поэзии. Из Москвы до Пскова - всего ночь, потом полтора часа на автобусе, и ты оказываешься на краю географической России и в самом центре поэтической. 

Пушкинские горы - территория безвременья. Время тут как будто остановилось. Точнее, оно закольцевалось вокруг одного человека, чье имя, как магнит, просто одним своим звучанием, притягивает не только поэтов и писателей, но и любого русского человека. Все вокруг так или иначе связано с Пушкиным: любой указатель, название гостиниц, картины в холле, афиши и объявления на любой стойке информации - все связано с тем, кто прославил это место и в какой-то степени освятил его. Все, кто едут в Михайловское, прежде всего паломники, а потом уже просто туристы. 

Территория, не зараженная вай-фаем, заставляет взять в руки книгу. И вот ты уже идешь по турбазе «Пушкиногорье» в поисках библиотеки. Счастье ситуации еще и в том, что даже сотовые операторы не позаботились поставить здесь пару дополнительных вышек, поэтому звонки проходят через один, а о мэссенджерах можно просто забыть: если хочешь сказать что-то важное - запиши; если человек в соседнем номере - постучи; а если не хочется делать ни того, ни другого, то стоит ли вообще… Пушкинские горы экономят слова, сохраняют их и нас для чего-то лучшего и большего. 


Территория турбазы "Пушкиногорье"
 

51-ый Пушкинский праздник поэзии открыл Дмитрий Дюжев, прочитав «Евгения Онегина» в сопровождении оркестра Псковской Областной филармонии. Моноспектакль прошел при полном аншлаге. На фоне пустынных улиц казалось, что все гости и жители Пушкинских гор находятся в зале. И ведь знаешь еще со школы, как все будет, но каждый раз проживаешь и письмо Татьяны, и отчаяние Онегина во второй части, и вздрагиваешь от смертельного для Ленского выстрела.

Дмитрий Дюжев, прочитав наизусть всего «Онегина», пусть и не без нескольких подсказок суфлера, посоветовал всем зрителям развивать память:

- В стремительном ритме жизни и стихи-то некогда  учить. А узнать, кто такой Пушкин, еще сложнее. Но будем надеяться, что поэзия Александра Сергеевича останется такой же любимой нашими предками, какой она является для нас. Если в день учить хотя бы одно четверостишие, очень скоро можно выучить всего «Евгения Онегина», уж поверьте. 

Дмитрий Дюжев читает "Евгения Онегина"

После этого директор Музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич объявил праздник открытым:

- 51-ый Пушкинский праздник поэзии возвращается в чем-то к своим основам. Много лет тому назад все начиналось так: на большой праздничной поляне собирались сотни людей, которые приезжали к Пушкину в Михайловское на его день рождения. Собирались для того, чтобы читать Александра Сергеевича Пушкина. И мы сегодня начинаем вновь большую праздничную программу со стихов поэта. 

В этом году исполняется 200 лет со дня первого приезда Александра Пушкина в Михайловское. Сразу после лицея молодой Александр Сергеевич приехал в имение своего деда Ганнибала, вырвавшись на свободу из ученических стен. 

Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я - когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был -
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; - годы
Промчалися - и вы во мне прияли
Усталого пришельца.

Потом он посетит имение в 1819 году, но самое долгое пребывание поэта в Псковской губернии будет связано с его ссылкой с 1824 по 1826 год.

В Михайловском Пушкин написал около ста произведений: трагедию "Борис Годунов", с конца 3-й и по начало 7-й главы романа "Евгений Онегин", поэму "Граф Нулин", окончил поэму "Цыганы", задумал "маленькие трагедии». Стихотворения "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" были написаны именно здесь.

Во время ссылки Александр Сергеевич жил в Михайловском один - вся семья уехала в Петербург. Жалуясь в письмах на скуку здешних мест в самом начале ссылки, он и подумать и не мог, насколько  это уединение было ему нужно. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин напишет:

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.

"Знаешь ли мои занятия? - писал он брату Льву во время своей ссылки, - до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания." 

У посетителей усадьбы было гораздо больше развлечений, чем у поэта. В праздничные июньские дни Михайловское точно не кажется уединенным местом. На огромной поляне - две сцены, «Деревенька мастеров», Почтовый городок, ремесленная ярмарка, конные прогулки. Белые пластиковые фигуры Александра Сергеевича расставлены по всей поляне, так что любой желающий может сфотографироваться с поэтом. Думал ли он, гуляя по этим местам, что его картонные двойники будут принимать гостей в Михайловском и двести лет спустя. 





 

Пока на большой сцене поет Дельфин, на малой работает площадка «Открытый микрофон». И если Пушкин читал свои стихи в ссылке одной Арине Родионовне, то у молодых поэтов, собравшихся на праздник в Михайловском, было гораздо больше слушателей. 

По поляне разносятся стихи Виктора Канаева: 

И нам хватает сил пока не сдохнуть,
Жизнь также лупит гаечным ключом.
Сергеич, знаешь, все не так уж плохо,
Дорога выведет, куда-нибудь допрем.
И он смеется - громко, кровожадно,
А дальше что? Ну что нас дальше ждет?
Сергеич, слушай, дальше знать не надо,
Я снова пропускаю поворот.

Алексей Шмелев принимает эстафету: 

Все тебе не хватает чего-то,
Все меняешь за городом город.
И работа тебе не работа,
Да и повод как будто не повод.
Эта женщина рядом с тобою,
Есть красивее, кто бы спорил.
Да и то, что зовется судьбою,
Лучше было бы встретить у моря.
И понять, нет любви безответной,
Потому что любовь есть служенье.
И что только движенье бессмертно,
Потому что рождает движенье.
Оглянись на себя не во гневе,
В этом городе ты еще не был,
И расти, как растут деревья -
Одновременно в землю и в небо. 


 

Трио "Мужской голос". Виталий Ваникеев, Виктор Канаев, Алексей Шмелев

С Алексеем Шмелевым мы успеваем обсудить судьбу поэта, то есть его судьбу:

- Алексей, если бы вы жили 200 лет назад и встретили здесь в Михайловском Александра Сергеевича Пушкина, какое свое стихотворение вы бы ему прочитали?

- Про него, конечно:

По бульвару, по бульвару
ходит месяц молодой!
Пушкин в майке с Че Геварой
едет в бричке за бедой…

Задувает в бричку ветер
и на понт берёт его:
— У тебя — жена и дети,
а тому терять чего?

— Ты меня разводишь что ли? —
говорит ему поэт, —
будет день и будет пуля,
и иных раскладов нет.

Будет сразу за Парнасом
аварийный поворот,
а за ним беды с запасом,
и никак наоборот.

Наркоманы и хипушки
смотрят пораскрывши рты,
как на небо едет Пушкин…
А куда приедешь ты?


- Стеснения бы у меня не было, потому что он такой же человек, как и мы, - говорит Алексей Шмелев.

- Как стали писать стихи? – спрашиваю я.

- Стихи сами пишутся - нечасто, но пишутся. Конечно, поэзией не проживешь, поэтому я уже сменил кучу работ. Сейчас я занимаюсь дизайном интерьеров. 

- Поэт в России больше чем поэт?

- Поэт - в принципе немного другой человек. Не надо поэта идеализировать, он просто по-другому видит мир, вот и все. 

- А как вы видите мир? Мы с вами сейчас видим одну картинку, или вы что-то другое видите?

- Все время какая-то информация плавает в воздухе, и она как бы вылавливается подсознанием. И ты не можешь после этого жить, как до этого. У тебя могут быть какие-то очень насущные дела, но в тебя попало что-то такое, и ты уже существуешь в другом пространстве, выпадаешь. И нормальные люди начинают не понимать, что происходит. Поэт немного входит в транс, когда пишет стих. Некое пограничное состояние - сознание и подсознание начинают друг друга расшатывать. Очень сложно в этом состоянии все время существовать. 

Вот такие поэты приезжают на праздник поэзии в Пушкинские годы - ровесники Пушкина времен его ссылки в Михайловском. Площадка «Открытый микрофон» продолжает работать. Любой желающий может подняться на сцену и прочитать свои стихи, что многие и делают.

Холодная погода сковывает по рукам и ногам. В поисках тепла и домашнего уюта идешь по указателям «Музей-усадьба», по дороге выпиваешь чашку кофе в кафе «Березка» (первое название, не связанное с Пушкиным на моем пути), читаешь одну главу из «Повестей Белкина», купленных в сувенирном магазине, и понимаешь, что пора посмотреть, где же Александр Сергеевич написал «Бориса Годунова» и «Пророка». Сейчас перед домом возвышается огромный дуб, но при жизни Пушкина его тут не было. Дерево посадил его сын Григорий уже после смерти отца. Экскурсионные группы, обгоняя друг друга, заходят в баньку, на кухню и только потом в главный дом. Баньку по-другому еще называют домом Арины Родионовны. На протяжении всей жизни, когда Пушкину было плохо, он шел к ней за утешением и теплом, которого никогда не получал от своей матери. И в ссылке его верная няня была рядом. 





Музей-заповедник "Михайловское"

 

В кабинете Пушкина все по музейному точно и аккуратно, а на самом деле тут всегда царил беспорядок, и горы рукописей лежали на столе и под столом. Сохранилась маленькая скамеечка Анны Керн (жила недалеко от Михайловского). На этой скамеечке очень любил сидеть Пушкин. Может, на ней он и написал «Я помню чудное мгновенье». Сейчас скамеечка под стеклом – мемориальный экспонат. 

Из окна кабинета хорошо видна подъездная дорога, по которой однажды приехал лицейский друг Пушкина - Иван Пущин. Он провел в усадьбе всего один день. Но радость от этой встречи теперь в веках. Как и природа Пушкинских гор, которая стала частью самого Пушкина, который любил выходить на задний двор и часами смотреть на раскинувшиеся леса, где река Сороть цепляет озеро Кучане. Пушкин любил купаться и делал это каждый день, если верить экскурсоводу. Нам же с такой погодой оставалось только потеплее укутаться в куртки. Такое начало июня не входило в планы организаторов, но даже несмотря на тучи и ветер, люди приехали на праздник. И вечером все были вознаграждены. Во-первых, был концерт «Сургановой и оркестра», который очень органично звучал и сливался с ветром Пушкинских гор, а во-вторых, вышло долгожданное солнце, осветив и согрев на несколько часов праздничную поляну. И когда все уже сидели в автобусах, готовые разъехаться по своим делам, закатное солнце продолжало отражаться от белых пластиковых фигур Александра Сергеевича.  

Елена Жихарева 

Источник: «Русский пионер»


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!