«Сегодня пришла пора повышать квалификацию и учиться управлять таким большим проектом»

22 июля 2017

Евгения Львова: «Любое прекрасное начинание может погибнуть под весом собственной инициативы. Сегодня пришла пора повышать квалификацию и учиться управлять таким большим проектом».

Худрук детской театральной школы-мастерской «Гвозди» Евгения Львова рассказала в интервью о своей мечте развивать театр для детей и подростков, об участии в летней Школе Театрального Лидера в центре Мейерхольда, инклюзивном проекте и планах на новый сезон.

Женя, школа-мастерская «Гвозди» работает с 2015 года. Но я знаю, что Ваша мечта работать с псковскими детьми и подростками родилась раньше. Расскажите об этом.

- Действительно, мы с Денисом (Денис Золотарев – актер Псковского театра драмы, ведущий преподаватель детской театральной мастерской «Гвозди») давно мечтали о развитии современного театра в среде детей и подростков за пределами мегаполиса. Четыре года назад мы жили и работали в Петербурге. И уже тогда придумали проект для подростков Пскова. Я даже сделала презентацию проекта в Москве, на театральном форуме «Артмиграция». Это был 2013 год. Многие мои коллеги были готовы включиться в работу. В то же время мы вели переговоры с псковской школой искусств. Идея состояла в том, чтобы несколько молодых специалистов из разных областей театрального искусства – художник, режиссер, драматург, балетмейстер – приехали в Псков и помогли подросткам поставить спектакль. Именно помогли. Мы хотели, чтобы ребята сами создали пьесу, музыкальное и художественное оформление спектакля, придумали хореографию. Все – сами, но под руководством специалистов. В школе искусств, как известно, ребята занимаются разными направлениями творчества: музыкой, рисованием, актерским мастерством и танцами. Мы хотели объединить их средствами театра. Для нас было важно, чтобы дети через наш проект получили опыт сотворчества, взяли на себя ответственность за коллективное произведение и получили от этого удовольствие. Тогда дело приостановилось из-за финансовых трудностей. Но идея никуда не делась.

И вот, в 2015 году наше желание работать с детьми счастливым образом совпало с желанием Дмитрия Дмитриевича (Дмитрий Месхиев - генеральный директор ТКД) создать детско-подростковую студию при театрально-концертной дирекции. И завертелось (смеется)! Отборочные туры, тренинги, репетиции, спектакли – мастерская начала жить.


Первый отборочный тур в школу-мастерскую

Женя, а кому принадлежит идея назвать школу «Гвозди»?

- Мы страшно мучились с названием. Придумывала вся команда мастерской (я, Денис, психолог Юлия Заремская, директор мастерской, искусствовед Марина Николаева). Подключили к мозговому штурму пол дирекции. И все было не то. Предлагали – отвергали, предлагали – отвергали. В конце концов, название придумал ребенок.  «Гвозди» – слово яркое, звонкое – нам всем понравилось. Тогда же родился слоган – «Каждый гвоздь программы!». В этой фразе прекрасно выразилась концепция школы.

Каковы же итоги двухлетней работы мастерской?

- Думаю, эти два года были временем проб и экспериментов. Мы поставили четыре очень разных спектакля. Первый был создан в 2015 году по сказкам Евгения Клюева («Вот это вещь!»). Спектакль на большой сцене, в котором было занято одновременно порядка пятидесяти детей. Колоссальная ответственность – настоящая командная работа, где каждый отвечает за каждого.

За второй год работы поставлено три спектакля. Один из них – документальный спектакль, материал для которого собирали сами актеры – «Первый раз».  Я называю этот спектакль психотерапевтическим. Он получился исповедальным, подростки решились быть необычайно открытыми, подарили возможность взрослым заглянуть в потаенные уголки своих удивительных миров. И от зрителя, мне кажется, такая откровенность требует некоторого мужества. Я очень хочу, чтобы на этот спектакль приходили родители с детьми-подростками.


Премьера спектакля "Первый раз" на фестивале "Другое искусство"

Очень дорогой для меня стала работа «Черное молоко, или Экскурсия в Освенцим» по пьесе Хольгера Шобера. По нескольким причинам. Во-первых, здесь подростки играют на одной сцене со взрослым актером, что дает повод для диалога между поколениями. И это касается не только артистов и режиссера. Обсуждение со зрителями является неотъемлемой частью спектакля. Кроме того, этим спектаклем мы открыли первый псковский фестиваль театра для подростков «В чем загвоздка?». И я очень надеюсь, что будет и второй, и третий...


Финальная сцена спектакля "Черное молоко, или Экскурсия в Освенцим", малая сцена Псковского театра драмы

Конечно, мы делаем и хулиганские вещи. Например, спектакль «Джеймс Понт» – классическая пародия, в основе которой любовь детей приключениям и шпионским историям.


Спектакль младшей группы "Джеймс Понт: Операция Золотой нос"

Женя, помимо работы над постановками были еще творческие проекты. Расскажите о них.

- Кроме четырех спектаклей мы начали и в новом сезоне будем продолжать проект с глухими и слабослышащими ребятами. Это страшно интересное направление. Руководство дирекции и руководство фестиваля «Другое искусство» оказали нам честь – мы открывали второй фестиваль жестовым пением. В номере участвовали ребята из старшей группы мастерской и неслышащие ребята. Для участия в церемонии открытия мы специально пригласили петербургский камерный женский  хор «Кантилена». Слабослышащий актер и режиссер Алексей Знаменский - перевел для нас песни из репертуара «Кантилены» на жестовый язык. Получилась, на мой взгляд, очень красивая история. И, конечно, проект будет продолжен. Я пока не буду говорить о том, в каком русле он будет развиваться, но у нас есть идеи для двух больших направлений, связанных с русским жестовым языком.


"Гвозди", хор "Кантилена" и ученики школы №5 открывают фестиваль "Другое искусство" жестовой песней

Я рада, что в плане инклюзивного направления мы сделали дорогой нам шаг: Нелли Евгеньева, девушка с особенностями здоровья, сейчас занимается в старшей группе «Гвоздей». Мы позвали ее в спектакль «Первый раз» и надеемся, что она будет продолжать заниматься. Это зависит от возможности регулярно привозить Нелли на занятия, что требует спонсорской поддержки.


Репетиция песни на жестовом языке 

«Гвозди» за эти два года выросли в нечто большее, чем просто театральная школа-мастерская. Вы стали постепенно развивать ее концепцию?

- Да, обилие идей в нашей работе приводит к необходимости выстроить более четкую концепцию. Любое прекрасное начинание может погибнуть под весом собственной инициативы. Сегодня пришла пора повышать квалификацию и учиться управлять таким большим проектом.

И мне посчастливилось принять участие в летней Школе Театрального Лидера в театральном центре имени Всеволода Мейерхольда, в Москве.  Школа Театрального Лидера – уникальное явление, здесь можно получить знания, которые не дают ни в одном театральном ВУЗе страны.

Расскажите подробнее об этом опыте.

- В течение десяти дней участники школы встречались с лидерами театральной  жизни нашей страны, среди которых были художественного руководителя Центра имени Всеволода Мейерхольда Виктор Рыжаков, директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель красноярского ТЮЗа Роман Феодори (Красноярский ТЮЗ – сегодня один из сильнейших театров для детей и молодежи в России) и многие другие.  Спикеры говорили об общих для нас всех трудностях и механизмах их преодоления. Поделились важными знаниями, касающимися финансовой части культурных проектов. Ведь ни для кого не секрет, что проекты в сфере культуры убыточны, остаться на плаву в материальном плане – это серьезная задача. Мы слушали лекции блестящих современных критиков - это Марина Давыдова, Павел Руднев. Беседовали об иммерсивном направлении в театре, знакомились с успешными негосударственными театрами. Всего не смогу назвать, не то, что пересказать– занимались с десяти утра до полуночи (смеется).


Слайд презентации проекта развития школы-мастерской "Гвозди"

Но самой важной частью школы была подготовка стратегического плана развития проекта. Я, как нетрудно догадаться, представила к защите проект развития детской театральной мастерской «Гвозди». В ходе работы мы получали консультации специалистов, которые действительно являются лидерами в области управления театром. Это были Елена Ковальская и Екатерина Алексеенко – арт-директор и исполнительный директор Центра имени Всеволода Мейерхольда, Елена Тупысева – директор театра «Балет Москва». Елена училась управлению культурными проектами в Америке и поделилась с нами своими знаниями. Мы обсуждали и социальную ответственность театра, и инклюзивные проекты, которые, к большому счастью, становятся нормой. Ведь театр – это способ преодолевать границы. В театре встречаются люди, которые за его пределами просто не пересекаются, как, например, наши слышащие и глухие «гвоздики» никогда не встречались за пределами мастерской.


Евгения Львова защищает проект развития школы-мастерской "Гвозди" в центре Мейерхольда

Таким образом, сейчас у меня на руках есть документ, который станет основой для дальнейшего развития мастерской «Гвозди». И я верю, что наша работа позволит создать такую среду для детей и подростков, в которой они захотят и смогут проявлять инициативу, придумывать и осуществлять собственные идеи, получать удовольствие от сотворчества и ответственности за начатое дело. Это моя сверхзадача, можно сказать.


Летняя Школа Театрального Лидера, центр Мейерхольда (Москва) 

Женя, каковы планы на ближайшее время?

- Ближайшую историю мы запускаем уже в августе – это театральный спецкурс. Мы поняли, что не все ребята, которые хотели бы заниматься театром, готовы ходить на классы в течение года, поэтому придумали новый формат, и вот, сейчас откроется двухнедельный курс, участники которого познакомятся с историей маски и попробуют работать в специальной технике. Это парадоксально, но маска в действительности не закрывает, а наоборот, открывает и подчёркивает особенности человека. С другой стороны, она позволяет выражать себя смелее – ведь на сцене как будто не ты, а совершенно другой человек.

Каждый из участников изготовит свою маску под руководством художника Александра Николаева. Технологией актерской работы с масками занимается ведущий педагог мастерской – Денис Золотарев. Денис учился на курсе Григория Дитятковского при Большом Драматическом Театре, а Григорий Исаакович очень много внимания уделял работе с маской. Так что все будет серьезно (смеется). В курсе может участвовать любой человек от восьми до восемнадцати лет.

подробнее о курсе читайте тут

Будете ли вы открывать новые группы? Планируется ли добор?

Основное ядро учеников сформировано, но, тем не менее, есть еще свободные места. После курса по маске мы сделаем добор на конкурсной основе. Важно сказать, что участие в курсе по маске заменит вступительные испытания. Ведь мы успеем познакомиться и что-то понять друг о друге за две недели занятий.

Каковы планы на новый сезон?

Нас ждет два новых спектакля - отдельно с младшей и старшей группами. Мы сейчас думаем о том, чтобы спланировать поездки, исследуем фестивальную карту России. Будем продолжать занятия жестовым пением, это безумно увлекательно. Жестовый язык, превратился в некоторый вирус (смеется). Даже ребята из младшей группы, с которыми мы не занимались жестовым языком, каким-то образом подсмотрели, выучили дактиль (жестовая азбука) и начали переговариваться между собой. В том числе на уроках. Представляете, как удобно делать подсказки (смеется)!

Будет много интересного в новом сезоне. Далеко не обо всем я рассказала, но со временем открою карты.

Беседовала Ирина Жукова


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!