Открытие выставки Гаги Ковенчука

15 сентября 2017

Мероприятие в рамках рубрики «Я знал Довлатова»

Выставка Георгия Ковенчука – друга Сергея Довлатова и «внука русского футуризма» открылась в галерее «ЦЕХ» 15 сентября в рамках фестиваля искусств «Заповедник».

Адрес галереи: улица Пушкина, 13 А (административное здание за Псковским театром драмы).

И родители, и близкие друзья, и едва знакомые с Ковенчуком люди называли его весёлым именем «Гага», которое художник придумал себе сам.

«Всю свою жизнь художник работает на свое имя. В результате — если, конечно, есть результат — это имя может звучать по-всякому: классически серьезно, вызывающе авангардно, концептуально занудливо. Солидно. Уважительно. Респектабельно. Валютно конвертируемо. Может звучать как насмешка или как приговор. Имя Гаги Ковенчука — веселое имя» (Александр Боровский)

Георгий Ковенчук (1933-2015) уже по праву рождения мог чувствовать себя прямым наследником лучших культурных традиций Петербурга-Ленинграда. Его дедом был знаменитый Николай Кульбин - «отец русского футуризма» и основатель «Бродячей собаки», бабушкой - актриса Евдокия Козлова – участница задуманного Любовью Блок «дачного театра» в Териоках под руководством Всеволода Мейерхольда. Мать будущего художника Нина Кульбина большую часть жизни проработала театральным скульптором в театре Николая Акимова. Правда, окончить Академию Художеств в своё время ей так и не удалось: девушка серьёзно увлеклась хоккеем с мячом и даже выступала вратарём довоенной женской сборной Ленинграда.

Георгий Ковенчук окончил СХШ (Средняя художественная школа при Академии Художеств), затем графический факультет института имени И.Е. Репина (мастерская А.Ф. Пахомова) и сразу после защиты диплома был принят в Союз Художников. О том, что Гага уже в юности проявил себя самостоятельным художником, не желавшим укладываться в тесные рамки официального искусства, говорят регулярные упрёки в «формализме», получаемые им со школьной скамьи. Первая персональная выставка Ковенчука была закрыта «за формализм», а его иллюстрации к «Клопу», выполненные в 1973 году в традициях русского авангарда, характеризовались директором московского отделения издательства «Искусство» как «надругательство над Маяковским».

Несмотря на сложности, карьеру ленинградского художника Георгия Ковенчука можно с уверенностью назвать состоявшейся. «Клоп», вышедший в свет только благодаря поддержке деятелей культуры (в числе которых были Лили Брик и Константин Симонов) в итоге получил диплом «Лучшая книга года». Такой же награды удостоились и «Записные книжки» Ильи Ильфа с иллюстрациями Ковенчука.

Известность и относительное благополучие принесла не только работа художника-иллюстратора (Ковенчук оформлял книги таких разных авторов, как Аксёнов, Солоухин, Стругацкие, Зощенко, а также детскую литературу). Выступал он и как театральный художник (например, при постановке «Клопа» варшавским театром «Стара Проховня»), активно сотрудничал с журналами «Костёр», «Мурзилка», «Нева», «Аврора» (где с 1969 по 1972 работал главным художником). Помимо рисунков в этих журналах порой публиковались и тексты Гаги, владевшего словом столь же непринуждённо, как карандашом или кистью.

«Проза Ковенчука – типичная ленинградская проза. Минимум украшательства. Прилагательных почти не сыщешь. Глаголы и существительные. Никакой словесной орнаменталистики… Он спокоен и четок. Едва ли не плакатен. Поэтому его маленькие новеллы кажутся монументальными» (Никита Елисеев)

Художественный почерк Гаги Ковенчука узнаваем и своеобразен. Сохранять фирменный стиль с его условностью и выразительностью рисунка художнику позволяла вовремя выбранная ниша художника-плакатиста. Ещё во время учёбы в Академии Георгий Ковенчук вошёл в объединение «Боевой карандаш» и в 1960е-1980е годы создал множество остроумных и изобретательных плакатных текстов.

«Его сатира эстетизирована, однако энергична, насыщена к тому же жёсткими и звучными цветовыми пятнами, его манера отчётливо современна, но, что совершенно очевидно, укоренена в глубинных слоях классической традиции» (Михаил Герман) 

Плакаты и станковая графика Ковенчука были отмечены бронзовыми и серебряными медалями на международных выставках в Чехословакии и Югославии. С начала 1990х Георгий Ковенчук сотрудничал с французскими галереями. Персональные выставки художника проходили в Лондоне, Берлине, Стокгольме, Осаке. В 2003 году художник был удостоен серебряной медали Российской Академии художеств.

Работы Георгия Ковенчука находятся в лучших собраниях России (Русский музей, Третьяковская галерея, Музей истории Санкт-Петербурга, Национальная публичная библиотека), а также во многих музейных и частных собраниях за рубежом.

Сергея Довлатова и Георгия Ковенчука связывало не только личное знакомство, принадлежность к одному кругу и как следствие - общие друзья, сотрудничество с одними и теми же издательствами, пересекающиеся ленинградские маршруты. При всей разности характеров и темпераментов они были удивительно близки своими творческими принципами: стилистическая отточенность, умная ирония, уважительное внимание к «маленькому» человеку, верность высочайшим художественным стандартам.

Как и Сергей Довлатов, Гага Ковенчук и сегодня остаётся важной частью современной культуры Петербурга. Можно даже сказать, оба они принадлежат ленинградской городской мифологии. В создание которой оба внесли свой вклад. Как в роли рассказчиков, так и в качестве персонажей.

   

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!