«Публика у вас замечательная, мне хочется пожелать, чтобы как можно больше джаза и чаще звучало в Пскове…»

10 сентября 2018

Давид Семенович исполняет джаз почти 60 лет и может многое рассказать об этом жанре искусства. Псковские зрители смогут встретится с мэтром российского джаза 14 сентября на фестивале «Воздух Джаз». В интервью Давид Голощекин поведал о своем первом выступлении, каким целям служит этот жанр и раскрыл содержание предстоящего концерта.

 - Давид Семенович, у Вас за плечами уже огромный опыт выступлений. Вы уже живая легенда джаза. Помните ли Вы своё первое выступление?

Конечно, помню, безусловно. Это было очень давно, в 1961 году, где-то май месяц. Выступление в квартете нашего ленинградского замечательного пианиста Юрия Вихарева, был такой человек, к сожалению, его уже нет с нами, это мой первый был наставник и руководитель квартета, в котором я принимал участие как контрабасист. И это практически было одно из первых выступлений в зале нашего ленинградского университета. Это незабываемо, и я тогда играл на контрабасе, и тогда, кстати, знаменитый наш джазовед и пропагандист джаза Владимир Борисович Фейертаг, сегодня ему уже 86 лет, и он продолжает работать и пишет очень много книг, энциклопедий и всего прочего, он тогда заметил меня и сказал, что контрабасист заслуживает отдельного внимания, он очень музыкально играет. Мне было 16 лет.

- А если бы не музыка, что могло бы быть Вашим приоритетом в жизни? Куда бы Вы могли направить свои способности? 

Я думаю, что никуда, потому что музыка, как я помню и ощущаю себя, буквально с пяти лет, занимала всё моё внимание. Это случалось в том, что я внимательно слушал все музыкальные радиопередачи, а передачи – это один динамик и «Говорит Москва!», и все музыкальные передачи привлекали моё внимание, будь то классика, не говоря о какой-то эстрадной музыке, о джазе, конечно. В итоге в шесть лет меня приняли в музыкальную школу десятилетку при консерватории здесь, в Ленинграде. Мама меня отвела за руку туда по совету своих друзей, которые заметили мои музыкальные способности. И началась моя карьера скрипача с шести лет. Меня, конечно, ещё интересовал спорт, но это было хобби, где-то до шестнадцати, семнадцати лет серьёзно, в принципе, ещё и этим занимался. 

- На Ваш взгляд, как менялась роль джаза в культуре в течение Вашей карьеры?

Джаз как музыкальный жанр совершенно молодое искусство, он родился в начале века, как говорят историки, в Новом Орлеане и, естественно, это очень короткое время с точки зрения истории вообще всей музыки. Сначала это была музыка развлекательная, танцевальная, можно сказать, прикладная, но постепенно, с середины XX века, это искусство превратилось в серьёзный музыкальный жанр, филармонический, достаточно сложный, и, конечно, находится в бурном своём развитии. Я думаю, что у джаза очень большое будущее. Буквально в этом году в международный день джаза, это 30 апреля, когда Петербург был избран ЮНЕСКО столицей мирового джаза, они каждый год так делают в различных городах мира, объявляя столицами. Я участвовал в гала-концерте в Мариинском театре со всеми звёздами мирового джаза. Я это говорю не с точки зрения своего хвастовства, что я участвовал, я, конечно, благодарен, что меня выбрали и пригласили, но это было представление вообще всего мирового джаза. Это были музыканты из Азии, Японии, Севера, то есть представители самых разных стран. Это доказало, что джаз распространяется буквально по всему миру и представляет разные музыкальные этносы, и тем джаз обогащается. Я думаю, что это искусство, которое в бурном развитии, у которого ещё впереди много интересных открытий, и много интересного мы услышим.

- А это искусство служит всё-таки для развлечения или имеет эстетические цели?

С середины 50-х годов джаз стал сложнее благодаря тому, что появился ангажемент Нормана Гранса – это великий продюсер американский, который создал ангажемент под названием «Джаз по-филармонически». Он, рискуя многими вещами, в том числе и обанкротиться, арендовал концертные залы филармонические, в которых никогда не звучал джаз в Америке, и представил публике программу «Джаз по-филармонически», пригласив туда великих людей, начиная с Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Чарли Паркера и многих великих других музыкантов, которые в основном базировались в барах и на танцевальных площадках. С этого момента джаз стал превращаться в музыку филармоническую, такую же серьёзную, как академическая и классическая музыка. Эта музыка требует такой же сосредоточенности, тишины и условий, как и любая академическая классическая музыка.

- Юлия Касьян - талантливая молодая вокалистка, она лауреат президентской премии, псковские любители джаза помнят Ваше выступление три года назад. Это была программа «Классика джаза». А что будет звучать в предстоящем концерте?

Юлия Касьян очень удачно вошла в наш коллектив, это лицо нашего коллектива, уже последние три года она является солисткой джазовой филармонии. Она лауреат многих международных конкурсов, и не только джазовых. Например, Юлия лауреат международного конкурса «Петербург в зеркале мировой культуры» - это конкурс вокальной академической классики. Она была исполнительницей оперных арий и романсов, стала лауреатом, это было два года тому назад. У нас существует две программы. Одна – это обычная наша джазовая классика, а вторая классическая, романсовая.

Мы с этой программой в Петербурге уже выступали в Академической капелле, в зале филармонии и в театре эстрады. У нас отдельные концерты планируются и в этом сезоне. В первой половине концерта она поёт исключительно старинные русские романсы, причём без всякой стилизации, а в том достоверном виде, как они были созданы, в академической манере исполнения, а во втором отделении поёт джазовую классику. То, что вы услышите в этом концерте - это будут наиболее известные композиции, самые яркие, как инструментальные, так и вокальные из наших последних альбомов. И, конечно, эти альбомы мы тоже привезём с собой.

- Рэй Блю – известный американский саксофонист, он тоже выйдет на сцену в этот день. Вы впервые принимаете участие в совместном концерте?

Да, впервые, мой коллега Алексей Черемизов его пригласил, это его, так сказать, находка. Наверняка, это классный музыкант, потому что американская школа джаза очень сильная и мощная, и любой представитель этой школы представляет большой интерес. Я уверен, что это будет очень интересный музыкант, он будет играть с нашей ритм-группой, с нашим пианистом, контрабасистом и барабанщиком. Это типично для джаза, когда люди не репетируют и играют вместе что-то, потому что в этом сущность, спонтанность и взаимопонимание мгновенное этой музыки. Это не отрепетированный материал, сыгранный по нотам, а умение импровизировать, умение ощущать друг друга и поддерживать. Я думаю, что это будет наиболее интересный момент вообще этого концерта.

- Мы с нетерпением ждём Вашего приезда, фестиваль «Воздух Джаз» у нас впервые проходит в Пскове, надеемся, это хороший старт, и он будет успешным. Что Вы можете пожелать псковской публике?

Во-первых, выразить своё восхищение публике, я помню концерт три года назад - это был приём необычайно великолепный, потрясающий, а концерт был очень интерактивный, а джаз именно нуждается в этом. Публика у вас замечательная, мне хочется пожелать, чтобы как можно больше джаза и чаще звучало в Пскове, потому что это чудесный и замечательный город, и я уверен, что в этом городе достаточно много любителей джаза, часть которых я надеюсь встретить в нашем предстоящем концерте. 

Официальный сайт Джазового фестиваля: jazzairpskov.com


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!