Мне бы в небо: О чем мечтала фрекен Бок на XXVI Пушкинском театральном фестивале

13 февраля 2019

О чем мечтал Малыш в любимой всеми сказке про Карлсона? Попробуйте прочитать задом-наперед фразу «Укабосучох», и вам все станет ясно. А знаете, каким было самое заветное желание его домомучительницы, печально известной фрекен Бок? Скорее всего, нет: об этом Астрид Линдгрен не поведала.

Зато об этом задумался драматург, сценарист, член Союза писателей Москвы Олег Михайлов - так появилась на свет замечательная пьеса «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века», сценическую версию которой зрителям Пушкинского театрального фестиваля вчера представило творческое объединение Granart из Нижнего Новгорода. Режиссер Александр Ряписов и актриса Наталья Кузнецова погрузили псковичей в мир шведской сказки, рассказывающей о том, куда приводят мечты...

***

Купите фрекен Бок билет на Луну - поверьте, сделав это, вы спасете не только ее, но и себя. Fly me to the moon - распевает шведская крестьянка в скорбные минуты, все легче и легче ступая по дороге жизни своими тяжелыми башмаками, танцуя и веря в то, что не красота, а фантазия сбережет этот хрупкий мир.

Да, перед зрителем действительно проносится история жизни женщины, родившейся в 1900-м году, пережившей вместе со своей страной все перипетии судьбы - от Первой мировой до так называемых «рекордных лет» 60-х, времени расцвета шведской экономики. Повествование построено в форме интервью - фрекен Бок рассказывает о себе на съемках телевизионной программы, посвященной проблемам воспитания детей.

Молодая актриса Наталья Кузнецова чутко, бережно и безошибочно вживается в образ пожилого человека. Дрожащие от артрита руки, колени, своеобразная поступь, постоянная привычка оправлять волосы, подслеповатый взгляд, надтреснутый как будто голос - вспоминается родная бабушка, а еще старушка-соседка, которой регулярно кажется, что ее затопили, и дорогая учительница, которая недавно разменяла восьмой десяток... В своем интервью Театрально-концертной дирекции Наталья подтверждала ощущение: «Да, это собирательный образ, в этой роли я постаралась протянуть незримые нити и к своим старшим близким. И у автора Олега Михайлова посвящение к пьесе звучит: «Моим родителям». А на репетициях режиссер Саша Ряписов много рассказывал с огромной нежностью о своей бабушке. Все это соткалось в роль».

На сцене - лишь трельяж с зеркалами и телефоном, да стул. Время от времени по поверхности трельяжа пробегает игрушечный паровозик - в его топке кто-то увидит детство Малыша, кто-то - огонь Сатаны (не только жители шведской глубокой провинции, но даже Александр Блок с его «Железной дорогой» точно воспринимался бы в этих декорациях вполне органично). Именно паровоз стал причиной смерти сестры фрекен Бок, с этого момента она постоянно находится в свете его прожектора, прорезающего ночь, - и кричит протяжно, под стать ему: «Жиииииить!» Сотни смертей, которые прошли перед ее глазами, приводят ее к трагическому пониманию: смерть  - «это когда люди уже не возвращаются. Что смерть - это навсегда». Как поезд - движется к конечной точке, постепенно сбавляя скорость и исчезая за поворотом.

Но можно найти кнопку, которая возобновит движение поезда или хотя бы продлит его путь. Такой «кнопкой» для фрекен Бок становится воображение. Она постепенно приходит к пониманию того, что реальность - это то, чем мы позволяем ей быть, то, во что мы верим. «Вчера вот вышла подымить на крыльцо, стою вся закутанная, на голове шапка с ушами, - рассказывает она. - И вдруг вижу: на моей тени ветер раскачивает уши от шапки - и кажется, что это у меня крылья такие. Будто лечу. Красиво. И никакого пропеллера не надо…»

Карлсон в таком мире - реальнее не придумаешь! «Карлсон появился, значит, он есть, тут все просто. Если вы поверите в это - Карлсон взлетит», - поясняет режиссер по окончании спектакля на обсуждении постановки со зрителями.

И зрители поверили - по крайней мере, на эти короткие полтора часа, которые хотелось продлить как можно дольше. Продлить, отложив телефон, комкая салфетки, вжавшись в кресло и держась за руку рядом сидящего (повезло тем, с кем рядом сидел родной человек. «Это ведь страшно - оказаться не тем человеком», - предупредила в самом начале спектакля фрекен Бок). Но всему приходит конец: поезд мигает прощальными огнями, и зрители так и не узнают рецепт легендарного мясного рагу Хильдур Бок...

***

Этим сожалением о рецепте, собственно, и заканчивается первоисточник спектакля - пьеса Олега Михайлова. Но концовка постановки несколько иная: режиссер не оставляет фрекен Бок в одиночестве монолога. К ее песне о «полетах во сне и наяву» (Fly me to the moon Let me play among the stars) присоединяется Карлсон (его, кстати, стоило бы подкормить для пущей упитанности). Они танцуют, как и не снилось ровесницам века XXI-го, завсегдатаям ночных клубов и дискотек.

Это танец любви к жизни, мечте и искусству, больше того - любви к человеку, которому можно сказать «Ебетоп юачукс я!» - и он тебя поймет. И подарит билет на Луну.

                                                                                                                                                                            Елена Никитина

                                                                                                                                                          «Псковская Лента Новостей»

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!