Катастрофы маленьких сердец

28 января 2016

До открытия XXIII Пушкинского театрального фестиваля осталась неделя. Главный театральный форум Псковской области начнется 5 февраля. Спектакль, который даст старт фестивалю - «Маленькие трагедии» Санкт-Петербургского Государственного театра юного зрителя имени А. А. Брянцева.

Если бы Тим Бертон мог увидеть премьеру Руслана Кудашова в ТЮЗе, он, несомненно, был бы в восторге. «Виной» тому, во-первых, потрясающая сценография (художник Николай Слободяник), главным «героем» которой является грандиозных размеров скелет. Эта фантастическая кукла сыграет роли Рока, Судьбы, Чумы, Каменного гостя и отчасти даже самого Пушкина. 
Во-вторых, мрачная и романтическая атмосфера, сотканная из удивительной игры света и музыкального воздуха. Свет превращает морской песок в золото, сцену – в средневековый замок или декадентский ночной клуб. Герои подчиняются внезапно возникающему технобитному пульсу «Take My Breath Away» Gui Boratto так же четко, как ритму пушкинского стиха.

 

«Маленькие трагедии» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева – не первая попытка исследовать человеческую душу, одержимую страстями. Существует множество самых разных интерпретаций этого цикла коротких пьес – от классической трехсерийной экранизации Михаила Швейцера с Владимиром Высоцким и Иннокентием Смоктуновским до авангардной театральной постановки «Жадный Джамба», в которой актер Илья Дель в костюме африканского воина читает пушкинский текст под барабан джембе. Используя стихотворный скелет «Маленьких трагедий», режиссер Руслан Кудашов создает свой живой, яркий и современный спектакль.
Побережье острова погибших кораблей, белые морские раковины на песке, труп невесты, изящно облокотившийся о фортепиано, арфа. А кроме этого – останки неведомого великана, на фоне которых персонажи выглядят еще более маленькими и уязвимыми. Среди этой «россыпи» действующих лиц отчетливо выделяется огненно-рыжий Автор (Владимир Чернышов) – ироническое воплощение «солнца русской поэзии». Он будет активно вмешиваться в процесс, останавливать игру или двигать действо дальше. 
На сцену выйдут все четыре трагедии. 

«Скупой рыцарь»

Вот Альбер (Иван Стрюк) – сын барона Филиппа, юноша, увлеченный турнирами, жалуется своему слуге Ивану (Никита Остриков) на скаредность отца. Вот под иностранный рэп эффектно появляется Жид (Борис Ивушин), искушает. Альбер грозно отвергает гнусное предложение убить родителя. 
А что барон? У барона золотая лихорадка. Он с таким восхитительным упоением говорит о своих сокровищах, что становится жутко. Весь мир для него давно уже лег на дно сундука, в котором полыхает золото. Внешне барон Филипп – полный сил, благообразный мужчина в летах, внутренне – отвратительный кощей, впившийся когтями в горло несчастных должников. Вместо сердца у него – старинный драгоценный дублон, вырванный у голодной вдовы или принесенный плутом и воришкой Тибо. Собственная жизнь ему не так дорога, как возможность и после смерти навещать сокровищницу. Даже напоследок барона занимает всего одна мысль – где ключи от его тайных сундуков.
Барон сбрасывает свою меховую накидку и становится артистом Николаем Ивановым, который внимательно смотрит на то, что осталось от его персонажа. А Альбер в горе бросается и обнимает эту накидку, жалея отца. Несмотря на ужасный век, Альбер небезнадежен. 

«Моцарт и Сальери»

Моцарт (Олег Сенченко) – тоненький рыжеволосый подросток в футболке с портретом Пушкина и модных красных «конверсах» (в таких летать бы над полями одуванчиков). Он – молодой музыкальный бог, беззаботный и счастливый, совершенно не осознающий уникальность своего Дара. Моцарту сопутствует Муза, она же Изора (Анна Лебедь) – панк-фрейлина с белым облаком всклокоченных волос, легкая и прелестная, как мадригал «Zefiro torna» Монтеверди. Моцарт и Муза играют и смеются, словно дети. Они танцуют в одном ритме, им вместе хорошо. 
Муза любит Моцарта, но не дается в руки Сальери (Валерий Дьяченко) – она стремительно улетает от него на люстре вверх. Его душа сжигаема адским пламенем ревности и отравлена смертельным ядом зависти. Сальери чувствует горькую правду: он, ремесленник, способен только анатомировать музыку, а оживить ее подвластно лишь гению – Моцарту. И это веская причина объявить юному божеству «авада кедавру». И вот уже Муза превращается в Черного человека, Моцарт уходит в световой коридор, а Сальери внезапно понимает, что одурачил сам себя, медленно погружаясь во тьму.

 «Каменный гость»
Дон Гуан (Радик Галиуллин) выглядит то ли как Андрей Губин периода расцвета творчества, то ли как синтез Марчелло Мастроянни с мелким жиголо. На нем алая рубашка, карминовые брюки. В такой же выразительной цветовой гамме одета и прежняя возлюбленная Гуана, Лаура (Лилиан Наврозашвили). Ветреная красавица сладко пропоет своему новому поклоннику, Дону Карлосу (Виталий Кононов), песню про Че Гевару, но его верности и честности вновь предпочтет жаркие минутные объятия Гуана.
Дона Анна (Юлия Нижельская) чиста, нежна и недосягаема. Сначала она ловко уворачивается от любовных чар опытного обольстителя и сюрреалистичной птицей улетает в глазницу гигантского черепа. Но потом сдается, и вот уже влюбленные считают звезды, лежа на берегу океана. После встречи с Командором, Гуан одинокой каплей крови упадет в белый песок – к ногам огромного Каменного гостя. 
Но – выживут только любовники. Автор помогает Дону Гуану и Доне Анне воссоединиться и уйти в свет.


 «Пир во время чумы»
Скорее – рейв во время чумы. На сцене царит клубная атмосфера. Вальсингам (Александр Иванов) в роли ди-джея, молодчики во фраках с нарисованными на спинах скелетами, макабрские пляски с участием танцора исполинских размеров... Периодически раскатами грома о себе напоминает лютующая за стенами погибель, бросая горсти ледяных мурашек по плечам зрителей.

 
Режиссер Руслан Кудашов словно перелистывает страницы истории. Кто они, герои собравшиеся здесь? Какой сейчас век? И что за чума свирепствует за стенами? Красная чума? Тоталитарная? Война? Блокада?..
Есть отдельные моменты, когда спектакль уходит в космос: Пушкин тянет блокадные санки, или Луиза (Анна Дюкова) ведет в танго мертвую невесту под «Кокаинетку» Вертинского. За каждым образом встает эпоха.
Время-песок. В морских раковинах можно услышать море исчезающих времен. Века идут, но люди и пороки не меняются. Если долго кормить с руки маленького демона страсти – однажды он вырастет и поглотит тебя, а быть его рабом – такое же сомнительное счастье, как чахнуть бесплотным призраком над тайным сокровищем.
Однако Руслан Кудашов дает персонажам надежду: Автор встретится со своими героями там, где взойдет звезда. Благородная звезда – Аделаида.

 

                                                                                                                         Екатерина Балуева, Журнал «Пропись»

 «Маленькие трагедии», 5 февраля, 19:00, Большая сцена.

Режиссер: Руслан Кудашов

Художник: Николай Слободяник

В ролях: Николай Иванов, Игорь Шибанов, Валерий Дьяченко, Борис Ивушин

Забронировать билеты можно на сайте театра, телефон кассы 72 80 22.  

Программа спектаклей XXIII Пушкинского фестиваля

Программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского фестиваля  

 

 

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!