Восемь с половиной премьер

31 июля 2016

Беспристрастный взгляд на минувший театральный сезон

В июле раздел «Сцена» на ПЛН провел опрос на тему, какой спектакль минувшего сезона зрители считают лучшим. Всего, если верить статистике сайта, ответило 97 человек. Вроде не очень много. Итог, как выражаются социологи, не слишком репрезентативный. С другой стороны, если кто и решил зайти на «Сцену» и отдать свой голос, то человек этот явно не случайный, а сугубо театральный. То есть получилось своего рода «жюри» активных читателей «Сцены», людей неравнодушных и заинтересованных.

Так вот, по итогам опроса, в тройку лидеров вошли постановки: «Соседи» (39% голосов), «Кентервильское привидение» (почти 29%) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (12%). В целом, на мой беспристрастный взгляд, несмотря на сравнительно небольшое число высказавшихся, опрос отражает объективную картину. Я только заменил бы безапелляционное определение «лучший» на более осторожные варианты: «популярный», «успешный». И речь здесь идет, разумеется, не о художественных достоинствах или недостатках (которые, разумеется, имеются), а о том, насколько попал Псковский драмтеатр в ожидания публики, либо не попал. И это при том, что театр — это не дамский угодник, а публика всегда разная: кому-то подавай голое развлечение, легкий водевиль, а кто-то желает всерьез погрустить и задуматься.   

Остальные спектакли сезона получили меньше голосов, но это не значит, что они хуже, и их нужно обойти вниманием. На самом деле 110-й сезон выдался на редкость разнообразным, пестрым в смысле репертуара. Восемь премьер, и каждая — в своем роде событие. Восемь с половиной — не для красного словца. Поскольку к премьерам сезона лично я бы отнес многострадальных «Солдатиков» Виктора Яковлева, долго добиравшихся до премьеры. Именно в сезоне 2015-16 этот спектакль раскрылся и обрел своего зрителя. Я бы добавил — юного зрителя, что отвечает некому общему тренду. В последнее время Псковский театр действительно ориентирован на более молодую аудиторию, что стратегически верно: театру нужна, как воздух, своя постоянная публика, и эту публику необходимо воспитывать, формировать. И тут чем шире репертуар, чем больше премьер, тем лучше. А ведь я еще помню время, когда в нашем театре худо-бедно случалась одна премьера на два сезона, и это считалось чуть ли не в порядке вещей. Не говоря уж о полной и безоговорочной монополии одного единственного главного режиссера.

Сегодня ситуация совершенно другая — восемь постановок, и у каждой свой режиссер. Главный — Александр Кладько — поставил «Соседей». Уже хорошо знакомый псковскому зрителю Олег Молитвин - «Безумный день, или Женитьбу Фигаро». Склонная к экспериментам Евгения Львова - «Кентервильское привидение». Мастеровитый Олег Куликов - «Фантазии Фарятьева». Начинающая свой путь в режиссуре Александра Мамкаева - «Краденое солнце». Приглашенные на новогодние спектакли Андрей Гаврюшкин и Людмила Манонина-Петрович - «Каменное сердце, или Чудес не бывает» и «Вол и осел при яслях». Сергей Попков  представил сценические этюды «Как в баснях говорят».

Все выше перечисленные режиссеры, кроме Сергея Попкова, из культурной столицы; в театре имени Пушкина наблюдается настоящая экспансия питерских театральных деятелей, что, в общем, не удивительно, когда общее художественное руководство (специально подчеркнем - на общественных началах) осуществляет именитый петербургский режиссер Григорий Козлов. Так или иначе, но нынче псковский «drampush» крепко связан зримыми и невидимыми творческими нитями с молодым Санкт-Петербургским театром «Мастерская», в солидном гастрольном списке которого теперь значится и наш Псков.  

Год назад перед театром была поставлена непростая задача — вернуть зрителя в театр, как заявил тогда на презентации нового сезона главный режиссер Александр Кладько, «мы за то, чтобы работать, а не заниматься революциями, чтобы репертуар трещал от хороших постановок». Революций действительно не случилось, во всяком случае театральных, и уж не знаю, насколько «трещит» репертуар, но если сравнивать с былыми годами (которым мы все свидетели), следует признать: Псковский драмтеатр очевидно находится на творческом подъеме. Этого не могут не заметить даже анонимные недоброжелатели театра, весьма активно отзывающиеся на каждую премьеру своими ругательными «комментами» на интернет-форумах. Уже само наличие этих «комментов» - наглядное подтверждение того, что театр жив и пребывает в приличной творческой форме, несмотря на все объективные трудности. Мертвую лошадь, как известно, блохи не кусают.

Было в минувшем сезоне и официальное признание: спектакль «Солдатики» Виктора Яковлева удостоился премии администрации Псковской области в номинации «театральное искусство», а актер Николай Яковлев стал лауреатом VII Международного конкурсачтецов имени Чехова, который проходил в Москве. Нельзя не упомянуть и том, что Яковлев-младший подготовил к 125-летию Сергея Есенина свою поэтическую программу «Не жалею, не зову, не плачу...», с которой успешно выступал на разных сценических площадках. Понятно, что все это тоже можно записать в актив Псковского драмтеатра, открытого для экспериментов - своего рода центра притяжения творческих сил и талантов. К примеру, в создании программы Николаю Яковлеву помогал Заслуженный артист России Александр Либ. А совместные музыкально-поэтические вечера Аркадия Галковского и Нины Семеновой «Цветаева и саксофон» можно считать своеобразной визитной карточкой театра и филармонии.

Понятно, что удовлетворить вкусы абсолютно всех зрителей невозможно; это задача не для одного театра, поэтому я намеренно избегаю оценок; в конце концов всякий рейтинг в искусстве — некая условность. В принципе, сравнивать постановку для взрослых с детским спектаклем, все равно что определять, что вкуснее — жаркое или десерт? Главное, чтобы новые спектакли находили своего зрителя и были востребованы как можно дольше; именно об этом мечтает каждый актер или театральный художник. В условиях небольшого провинциального города (признаем честно, не отягощенного глубокими театральными традициями, по существу, лишенного артистической среды) каждый спектакль просто обречен быть художественным событием, особенно уязвимым для критики, подчас беспощадной. Принято считать, что псковская публика без меры комплиментарна и доброжелательна, но это лишь внешний премьерный срез. На самом деле псковские театралы ошибок и промахов не прощают, и всегда высказываются достаточно жестко, чему способствуют и социальные сети. Сегодня это уже данность и важный общественный модус существования современного театра.

И здесь нельзя не упомянуть о другом новшестве ушедшего сезона — появлении интернет-проекта «Сцена», совместного детища Театрально-концертной Дирекции и Псковской Ленты Новостей. Заслуги и возможности масс-медиа в продвижении современных художественных практик, в том числе, разумеется, и театральных, сегодня неоспоримы, и такая медиа-площадка  как «Сцена» на ПЛН призвана не только сокращать дистанцию между театром и зрителем, между художником и многочисленными ценителями искусства, но и развертывать подлинный диалог, ведь театр в своем первоначальном смысле и есть магия, то есть общение, а сцена — лишь одно из возможных мест энергетического и взаимовыгодного обмена. И вовсе не случайно с самых древних времен театр всегда сравнивали с храмом. Осуществление связи (по латыни: religare) на всех уровнях человеческого бытия — одна из задач настоящего искусства, и я рад, что «Сцена» вносит в этот взаимный контакт свою пусть небольшую, но важную лепту.

Александр Донецкий

Источник: Псковская Лента Новостей


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!