Любовь Никитина: Псковский драмтеатр встречает юбилей очень повзрослевшим, но не дряхлым
13 ноября 2016Псковский драмтеатр готовится отметить очередной юбилей - 110 лет. Псковская Лента Новостей в преддверии праздника встречается со старожилами театра и узнает, каким Пушкинский драматический был в прошлом веке, каким предстает он перед зрителями сейчас.
Любовь Никитина, заведующая литературной частью Псковского драмтеатра, заместитель председателя регионального отделения СТД РФ встречает меня в новом кабинете. Рассказывает, как его обставляла, чтобы создать уютную гостиную для членов Союза театральных деятелей России, здесь же располагается литературная часть театра, хранятся материалы творческой его деятельности, его актеров, режиссеров, художников. На стенах фотографии именитых театральных деятелей - руководителей Союза разных лет, портрет Константина Станиславского. После небольшого перерыва в работе в то смутное, как сама она его называет, для театра время Любовь Никитина вновь вернулась в театральный дом, должность завлита восстановлена, как и многие другие традиции, сопровождающие театр на протяжении более века.
- Любовь Алексеевна, как вы попали в Псковский драмтеатр?
- Я училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии на факультете «Театроведение». Заканчивая, пришла в театр в 1984 году. Напросилась, меня и взяли (Улыбается). Брал меня главный режиссер Валерий Васильевич Бухарин. Спустя год главным режиссером стал Вадим Иосифович Радун. С тех пор и работаю завлитом.
- А чем занимается завлит?
- Когда я пришла работать, завлит в театре занимался всем. Чем эта работа и была мне интересна. Работа с драматургией, вечный поиск репертуара для новых постановок. Переписывалась с авторами, общалась, например, с Эмилем Брагинским. Ездила к нему в Москву, чтобы внести дополнения в его пьесу «Родственники», поменять название. Спектакль был восстановлен и игрался под новым названием «Ну, здравствуй, здравствуй». Всего эта постановка прошла более 500 раз! (Улыбается). Завлит работает с литературными текстами, тесно общается с журналистами. Сама писала статьи в газеты, вместе с директором театра Валерием Федоровичем Павловым выпускала сборники книг о нашем театре, свою книгу «Театральные портреты» написала. Выпускала передачи на радио, давала интервью, на телевидении вела авторские программы: «За чашкой чая», «В гриме и без грима», «Контрамарка». Даже где-то остались кассеты с записями, можно посмотреть... Одна из первых передач, кстати, у меня была с Игорем Гаврюшкиным, тогда молодым артистом. Хорошее тогда было время, молодое… А должность была очень серьезная в советское время, ведь завлит нес идеологическую ответственность за тексты, которые артисты говорят со сцены. Если бы со сцены прозвучала идеологическая крамола, отвечал бы за это завлит в том числе.
- Вам приходилось за что-то подобное отвечать? Бывали такие истории?
- Помню, нам запрещали ставить пьесу, потому что в ней ветеран пьющий. По тогдашней партийной идеологии не мог ветеран войны пить. Раньше, прежде чем показать спектакль зрителю, его должен был обсудить и принять худсовет. В худсовет входили, кроме работников театра, представители общественности, партийных органов, комитета по культуре, все протоколировалось, высказывания всех членов худсовета записывались. Могли не принять спектакль, и тогда режиссер вынужден был переделывать. Достаточно непросто выходили некоторые постановки.
- Не так давно в Псковском драмтеатре намеревались возродить традицию проведения худсоветов...
- У художественного руководителя нет в этом необходимости. Если надо что-то обсудить, он собирает нужных ему работников театра и обсуждает без протоколов. Время изменилось. С другой стороны, может быть, есть некая ностальгия по худсовету, потому что коллеги обсуждали спектакли, эмоционально высказывали свои впечатления, замечания, общались...
- Каким вы застали театр в 1984 году и как он изменился со временем?
- Во-первых, изменилось время вокруг театра. Мы все люди этого времени, театр тем и прекрасен, что он современен, сегодняшнее искусство. Как мыслили тогда, такой и был театр...
Очень много лет театром руководил Вадим Иосифович Радун. Он, безусловно, был масштабный, грандиозный, творческий человек, концептуальный. Даже избыточный. Псков ему был явно мал, тесен. Ему бы другие масштабы, большой город. Возможно, зрители пресытились его почерком, его режиссурой, сорок лет он ежегодно ставил несколько спектаклей. Зрителю всегда хочется разнообразия.
Сейчас ситуация другая: Александр Иванович Кладько, художественный руководитель театра, открывает сцену для постановок очень молодым, интересным петербургским режиссерам. Кстати, это старая традиция нашего театра. Если вспомнить, с 1906 года на сцене нашего театра выступали актеры Александринского театра: показывали спектакли, привозили антрепризы из Петербурга. В 1939-м году, когда театр стал стационарным, Ленинградский областной театр составил основу труппы Псковского театра. После войны была такая же традиция. В 1970-е годы главный режиссер Владимир Иванов приглашал для постановок только ленинградских режиссеров. И еще была традиция - все дипломные спектакли ленинградские выпускники ставили в нашем театре. Сейчас эта традиция вернулась. Интересно, как все закольцевалось через сотню лет.
- Сейчас труппа Псковского драмтеатра, на ваш взгляд, нуждается в пополнении?
- Нуждается и очень сильно. Псковская труппа была очень сильной и мощной в 80-е годы, потому что сюда в 1975-м году приехал В. Бухарин из Красноярска с В. Радуном и группой актеров. Приехали сибиряки, крепкие, брутальные мужчины, энергичные сильные женщины. Получилось интересное соединение нашей труппы с новыми актерами, энергия в которых просто бурлила. Очень сильные актеры – Юрий Новохижин, Владимир Свекольников, Лариса Крамер, Геннадий Золов, Галина Шукшанова, Альбина Федорова, Иван Криворучко, Валерий Порошин и др. Та труппа, которая была, постарела за эти годы, поэтому образовался провал - среднего поколения нет, 30-40-летних актеров очень мало, а как раз на них-то весь репертуар и должен держаться. Александр Иванович все это прекрасно понимает, работает в этом направлении. В труппе появились два новых актера, ученики Андрея Шимко, известного петербургского актера. Ангелина Аладова, которая, по-моему, блистательно вписалась в труппу, замечательно сыграла в «Фантазиях Фарятьева» и в спектакле «Человек, обреченный на счастье». Чего только стоит ее Аврора с экскурсией в антракте у бюста Пушкину в фойе! Второй актер - Алексей Пучков, он репетирует в «Клиническом случае» и в «Пиковой даме».
Еще одна традиция нашего театра - приглашение известных актеров на исполнение главных ролей. Она появилась не сегодня, была и в прошлые годы. Если нет в труппе актера, который бы соответствовал нужному образу, что ж делать?.. Например, в 1957 году Николай Симонов, народный артист СССР приезжал из Ленинграда, чтобы сыграть Луку в постановке «На дне» М. Горького. Блистательная актриса Нина Алисова, сыгравшая Ларису в кинофильме «Бесприданница», приезжала в 1954 году в Псков, где исполняла эту же роль с нашей труппой. Сейчас у нас играют приглашенные актеры - Андрей Шимко в «Фантазиях Фарятьева» и Всеволод Цурило в «Человеке, обреченном на счастье».
Еще она традиция - открывать пьесы, которые подзабыты. Например, в 1952-м году Леонид Лурье, тогда главный режиссер театра, первым в стране поставил пьесу В. Маяковского «Баня», московский театр Сатиры поставил ее значительно позже. Наша постановка была первой после революции. На премьеру приезжала знаменитая Лиля Брик, об этом мне рассказывала актриса Валентина Дворянчикова, которая играла в «Бане», Лиле Брик понравился спектакль, она беседовала с актерами, режиссером. Была еще одна очень нашумевшая театральная история - в 1957 году Владимир Истомин-Кастровский, тогда главный режиссер нашего театра, поставил юношескую пьесу А. Чехова «Без названия». Выяснилось, что одновременно с ним эту же пьесу в Париже поставил Жан Вилар. В наших архивах есть письмо знаменитого французского режиссера, фотографии известных французских актеров, сыгравших в постановке, Марии Казарес, Филиппа Нуаре с их подписями. Есть фотография и самого Жана Вилара с подписью псковскому режиссеру.
Оказывается, и спектакль «Псковитянка» в 1978-м году поставленный Валерием Бухариным, потом восстановленный Вадимом Радуном, на долгие годы ставший «визитной карточкой» театра, игрался на псковской сцене еще до революции. Кстати, обновленная в 2012 году «Псковитянка» стала последней постановкой театра «Карусель».
- Раз уж заговорили про «Карусель», не было мыслей возродить этот театр?
- Я думаю, что все это впереди, возродим, потому что это замечательное зрелище в исторических и архитектурных «декорациях» Пскова. За 24 года люди привыкли к театру «Карусель», и, конечно, было бы неплохо его возродить. Но, безусловно, это был авторский театр: В. Радун его придумал, своей мощью его раскручивал. Творческих идей было много, а вот мощного, под стать Радуну, продюсера не нашлось. Но в те времена продюсеров и не было...
- А насчет местной актерской школы не задумываетесь?
- Всегда задумывались. Вадим Радун выпустил курс на базе областного колледжа искусств. Максим Плеханов, Андрей Атабаев, Екатерина Миронова - выпускники этой школы, оставшиеся в Пскове, много играют. Подобная же мысль была и у Татьяны Комиссаровской, она хотела сделать очно-заочную школу совместно с Вахтанговским театральным институтом. Тоже все идеи уперлись в миллионы, которых не нашли. У Александра Кладько есть подобный проект, но все опять упирается в финансы…
- Театр сейчас, по наблюдению многих, вновь повернулся лицом к самым маленьким своим зрителям?
- Да, это действительно так. Псков - небольшой город, если воспитаем театральное поколение маленьких зрителей, то, повзрослев, они своих детей сами приведут в театр. Кладько очень хорошо это понимает, поэтому в репертуаре театра появится серия качественных, ярких и современных спектаклей для детей. Уже, например, с успехом идет для малышей «Краденое солнце» - удивительный и необычный спектакль. Еще один спектакль - «Чиполлино». Только открывается занавес, а все уже в восторге от яркости костюмов, от этой красоты, заряжающей жизнерадостности. «Золушка», которую мы выпустим перед Новым годом, тоже будет совершенно необыкновенная, очень красивая сказка. Борис Бирман написал песни специально для этой постановки. Думаю, молодой режиссер Наталья Лапина вместе с актерами творчески похулиганит, и дети будут в восторге. Предусмотрена программа, которая воспитывает юных зрителей, приводит их в театр, к нему приучает. А без театра никак нельзя. Это же человеческое искусство, актеры играют здесь и сейчас перед зрителем. Никакое другое искусство сравниться с ним не может.
- А чего, на ваш взгляд, сейчас не хватает в репертуаре театра?
- Много чего пока не хватает. Не хватает, например, серьезных, классических, больших спектаклей. Но все это впереди, все это в планах. У нас будет и Чехов, и Бунин, и Пушкин ... Задумки есть. Нужно насытить репертуар, чтобы было, что играть, чтобы зрителю хотелось придти в театр.
- Каким театр встречает юбилей?
- Он встречает юбилей очень повзрослевшим, но не дряхлым (Улыбается). Несмотря на 110 лет, у театра впереди интересное будущее. Это я вижу по молодым актерам, которые активно работают в нашей труппе. Есть еще порох в пороховницах у наших народных, заслуженных, старейших наших актеров. Стоит только сказать, что 90 лет будет Мирре Горской в июне, а она репетирует «Пиковую даму»! Это наш второй Зельдин в творческой жизни. Надеемся, что все будет хорошо. Расцвет у Псковского театра впереди. И он уже начался, мы поднимаемся к нему все ближе и ближе.
- На кого возлагаете надежды?
- Я возлагаю надежды на терпение, упорство и профессионализм Александра Ивановича Кладько, на его любовь к театру, и на то, что ему удастся сплотить труппу, добыть все-таки денег, не хватающих так часто, для нужных постановок. Я надеюсь, что зритель, несмотря на дурновкусие некоторых антреприз, собирающих полные залы, все-таки будет поддерживать и свой театр, голосовать ногами, билетами. Театр движется вперед, внутри театра это чувствуется. Надо работать и все будет хорошо!
- Как театр готовится к юбилею?
- У нас будет театральное представление-концерт, я бы так его назвала, творческие поздравления от разных учреждений, творческие номера. Возможно, будут фрагменты наших спектаклей. Будет большая выставка исторических вех жизни театра. Кроме того, студенты театрального института (курс Сергея Бызгу) покажут к юбилею театра три своих спектакля.
- Что хотелось бы пожелать театру, труппе, руководству в преддверии юбилея?
- Театру - аншлагов, труппе - ролей, интересной творческой жизни, руководству – терпения и мудрости!
Беседовала Светлана Аванесова
Источник: Псковская Лента Новостей