История симфонического оркестра глазами его создателей
02 декабря 2016История симфонического оркестра глазами его создателей
Александр Голышев: Необходимость создания оркестра буквально витала в воздухе
До чествования Симфонического оркестра Псковской филармонии, готовящегося 9 декабря отметить своё 20-летие праздничной программой, остались считанные дни.
У зрителей нет сомнений в том, что юбилейный концерт, посвящённый лучшим страницам творческой биографии любимого коллектива, станет ещё одним ярким, запоминающимся событием. Большинство расценивает юбилей как повод в очередной раз поблагодарить создателей симфонического оркестра, музыкантов, администрацию области, финансирующую это культурное детище, за радость общения с ним. И это справедливо. Каждое выступление оркестра, имеющего сегодня многотысячную аудиторию поклонников, - открытие новой грани его творческих возможностей и большого потенциала.
Рано или поздно музыковеды дадут профессиональную оценку феномену, каким является успешно реализованный в 90-е масштабный проект – создание фактически с нуля в небогатом областном центре с населением всего 200 тысяч человек симфонического оркестра. А пока хочется напомнить псковичам, относящимся к регулярным концертам симфонического оркестра как к чему-то привычному и даже обыденному, как всё начиналось. Воспоминаниями поделятся те, кто открыл для псковичей этот неиссякаемый родник радости. В числе первых - заслуженный работник культуры России Александр Голышев, возглавлявший в 90-е годы госкомитет по культуре области.
В качестве предисловия - несколько штрихов, характеризующих исторический контекст рождения оркестра. Так, в период подготовки к всенародному празднованию в 1999-ом году 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, каким задумывало этот юбилей руководство новой России, иссяк даже поток паломников в Пушкинский заповедник! А ведь эту своеобразную литературную Мекку на протяжении 70-ти лет посещали миллионы людей со всех концов земли. Что уж говорить о снижении общественного интереса и представителей литературных кругов к Пушкинским Дням поэзии. В 90-е в день рождения поэта зал Псковского областного театра драмы имени А.С. Пушкина был полупустым, хотя в прежние годы посещение этого мероприятия для многих горожан становилось делом престижа.
Удивительно, но факт: на сломе эпох, когда закрывались даже государственные симфонические оркестры, распадались коллективы, составлявшие славу страны, в Пскове зазеленел, как трава в толще бетона, диковинный побег. Первоначально он назывался Псковский симфонический оркестр. Первая репетиция вновь созданного музыкального коллектива состоялась в концертном зале филармонии в канун Крещения, что многими доброжелателями было воспринято как добрый знак. Тогда председатель госкомитета по культуре области Александр Голышев пожелал музыкантам «хлеба и любви», выразил надежду на то, что «идея претворится в жизнь» и, что «малые усилия сложатся в коллективный разум и талант». В этот поистине судьбоносный вечер Александр Иванович торжественно ввёл в должность директора симфонического оркестра Александра Роора и главного дирижера Аркадия Галковского. Также в церемонии посвящения музыкантов в артистов Псковского симфонического оркестра принимали участие директор филармонии Галина Иванова и директор областного музыкального училища Василий Андреев. Все «крёстные» оркестра – заслуженные работники культуры России. Музыканты были окрылены и полны надежд. У них впервые появилась возможность профессионально – не в свободное от преподавательской работы время работать над своим исполнительским мастерством. Кроме того, вскоре 14 лучших учащихся областного музыкального училища получили возможность работать в оркестре.
Но лучше о том удивительном времени и первых днях жизни новорожденного расскажет Александр Голышев. (Сегодня он возглавляет кафедру культурологии и музеологии Псковского государственного университета).
Говоря об идее создания в нашем городе симфонического оркестра, Александр Голышев обратил внимание на ряд обстоятельств, предопределивших его рождение в лихие 90-е, когда вслед за страной всё разваливалось, включая сложившуюся систему музыкального профессионального образования в нашем городе. По словам бывшего председателя госкомитета, в то время остро стоял вопрос о том, что делать с музыкальным училищем? Его духовое отделение уже практически не набирало студентов, а все, кто работал в сфере культуры, собирались куда-то уходить. Необходимо было стабилизировать ситуацию, близкую к критической: обеспечить работой специалистов, старшекурсников - практикой и сохранить отрасль вместе с достижениями прошлых лет.
- Создание симфонического оркестра рассматривалось тогда, как шанс на спасение высокопрофессиональных музыкальных педагогов и псковской школы музыки с её богатыми традициями, - подчеркнул этот важнейший аспект Александр Иванович, обратившись к воспоминаниям. - В те годы необходимость создания оркестра буквально витала в воздухе. Многие преподаватели музыкальных школ и областного музыкального училища нуждались в работе и вскоре нашли её в симфоническом оркестре.
Как не парадоксально, все причины и обстоятельства совпали в самые сложные годы: когда заработная плата во всех отраслях задерживалась по несколько месяцев, нам удалось создать симфонический оркестр. Конечно, оркестр никогда бы не состоялся, если бы директором не стал Александр Петрович Роор, а первым главным дирижёром - Аркадий Валентинович Галковский, - подчеркнул Александр Голышев. - За мной было организационно-финансовое обеспечение, а творческая часть - за ними. К тому же, как я уже сказал, в начале 90-х годов сложились условия, положительно повлиявшие на организационный процесс. Самое удивительное, что в те сложные годы из бывших союзных республик стали возвращаться в Псков выпускники нашего училища, которых судьба разбросала по всему Советскому Союзу. Они оказались в нужное время в этом месте и усилили импульс возрождения культурной жизни и формирования музыкального сообщества в нашем городе.
Первый концерт оркестра состоялся в театре драмы 6 июня1997 года, на Всероссийском Пушкинском празднике поэзии. Его и можно назвать датой рождения симфонического оркестра, который готовился для этого выступления. Ну и где-то год или чуть больше оркестр собирался, репетировал, сыгрывался. Первыми произведениями репертуара была музыка Георгия Свиридова к кинофильму «Метель» и фрагмент из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича. Первое выступление имело оглушительный успех. Вспомните, на всех концертах в течение первого года были аншлаги. Закономерно, что юбилейный концерт откроет легендарное произведение, с которого началась успешная творческая жизнь оркестра – с произведения Георгия Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
Я хорошо помню первые концертные программы – там была классика - Римский-Корсаков и Мусоргский, затем, стали добавляться лёгкие жанры, музыка из кинофильмов. В первые годы жизни оркестра появились абонементы для детей и школьников, проводились прекрасные лектории о том, как звучат инструменты и устроен оркестр. Словом, это было музыкальное просветительство, причём, системное и на очень высоком уровне. Я помню ведущую оркестра Ирину Галковскую, которая блистательно вела первые концерты…
Александр Иванович поздравил Симфонический оркестр Псковской филармонии с 20-летием и пожелал оркестру как можно больше работы, новых инструментов и совершенствования репертуара, чтобы он был яркий, интересный для зрителей, чтобы в нём было место и популярным произведениям, и крупным музыкальным формам.
Безусловно, у каждого, кому мы обязаны рождением оркестра, свои воспоминания. Возможно, когда-нибудь это «многоголосие» облечётся в полновесный том бесстрастных исторических документов и эмоциональных свидетельств очевидцев. А пока мы продолжим знакомить псковичей с воспоминаниями создателей оркестра, одухотворяющего наши души соприкосновением с безграничным миром прекрасных музыкальных образов.
Ирина Ефимова