История симфонического оркестра глазами его создателей

02 декабря 2016

История симфонического оркестра глазами его создателей

Александр Голышев: Необходимость  создания оркестра  буквально витала в воздухе

До чествования Симфонического оркестра Псковской филармонии, готовящегося  9 декабря отметить своё 20-летие праздничной программой, остались считанные дни. 

У  зрителей нет сомнений  в том, что юбилейный концерт, посвящённый лучшим страницам творческой биографии любимого коллектива, станет ещё одним ярким, запоминающимся событием.  Большинство  расценивает  юбилей как  повод в очередной раз поблагодарить  создателей симфонического оркестра, музыкантов, администрацию области, финансирующую  это культурное детище,  за радость общения с ним. И это справедливо. Каждое выступление оркестра, имеющего сегодня многотысячную аудиторию поклонников, - открытие новой грани его творческих возможностей и большого потенциала.

Рано или поздно музыковеды  дадут профессиональную оценку феномену, каким  является  успешно реализованный  в  90-е  масштабный  проект – создание фактически с нуля в  небогатом областном центре с населением всего 200 тысяч человек симфонического оркестра.  А пока  хочется напомнить псковичам, относящимся к  регулярным концертам симфонического оркестра  как к чему-то привычному и даже обыденному, как всё начиналось.  Воспоминаниями поделятся те, кто открыл для псковичей этот неиссякаемый родник радости. В числе первых - заслуженный  работник культуры России Александр Голышев, возглавлявший  в 90-е годы  госкомитет по культуре области.

В качестве  предисловия  - несколько штрихов, характеризующих исторический контекст рождения  оркестра.  Так, в период  подготовки к  всенародному  празднованию в 1999-ом году  200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, каким  задумывало  этот юбилей руководство новой России,  иссяк  даже поток паломников  в Пушкинский заповедник!  А ведь эту  своеобразную литературную Мекку на протяжении 70-ти лет  посещали миллионы людей со всех концов земли.  Что уж говорить о снижении общественного  интереса и представителей литературных кругов  к  Пушкинским  Дням поэзии.  В 90-е в день рождения поэта зал  Псковского областного театра драмы имени А.С. Пушкина был полупустым, хотя в прежние годы посещение этого  мероприятия для многих  горожан становилось  делом престижа. 

Удивительно, но факт:  на  сломе эпох, когда закрывались даже государственные симфонические оркестры, распадались  коллективы, составлявшие славу страны, в Пскове зазеленел, как трава в  толще бетона, диковинный  побег.  Первоначально он назывался Псковский симфонический оркестр. Первая репетиция вновь созданного музыкального коллектива состоялась в концертном зале филармонии в канун Крещения, что многими доброжелателями было воспринято как добрый знак.  Тогда председатель  госкомитета по культуре области Александр  Голышев пожелал  музыкантам «хлеба и любви», выразил надежду на то, что «идея претворится в жизнь» и, что «малые усилия сложатся в коллективный разум и талант».  В этот поистине судьбоносный вечер Александр Иванович  торжественно ввёл в должность директора симфонического оркестра Александра  Роора и главного дирижера Аркадия  Галковского. Также в церемонии посвящения музыкантов в артистов Псковского симфонического оркестра принимали участие директор филармонии Галина Иванова и директор областного музыкального училища Василий Андреев. Все «крёстные» оркестра – заслуженные работники культуры России. Музыканты были окрылены и полны надежд. У них впервые появилась возможность профессионально – не в свободное от преподавательской работы время работать над своим исполнительским мастерством. Кроме того, вскоре 14 лучших учащихся  областного музыкального училища получили возможность работать в оркестре.

Но лучше о том удивительном времени и  первых днях жизни новорожденного расскажет  Александр Голышев. (Сегодня он возглавляет  кафедру  культурологии и музеологии Псковского государственного университета).

Говоря об  идее  создания в нашем городе симфонического оркестра, Александр Голышев обратил внимание на ряд обстоятельств, предопределивших его  рождение в лихие 90-е, когда вслед за страной всё разваливалось, включая сложившуюся систему музыкального профессионального образования в нашем городе. По словам бывшего председателя госкомитета, в то время остро стоял  вопрос о том, что делать с музыкальным училищем?  Его духовое отделение уже практически не набирало студентов, а все, кто работал в сфере культуры, собирались куда-то уходить. Необходимо было стабилизировать ситуацию, близкую к критической: обеспечить работой специалистов, старшекурсников - практикой и сохранить отрасль вместе с достижениями прошлых лет. 

- Создание симфонического оркестра  рассматривалось  тогда,  как шанс  на спасение высокопрофессиональных музыкальных педагогов и псковской школы музыки с её богатыми традициями, - подчеркнул этот важнейший аспект Александр Иванович, обратившись к воспоминаниям. - В те годы необходимость  создания оркестра  буквально витала в воздухе. Многие преподаватели музыкальных  школ  и областного  музыкального училища  нуждались в работе  и вскоре  нашли её в симфоническом оркестре.

Как не парадоксально, все причины и обстоятельства  совпали  в самые сложные годы: когда заработная плата во всех отраслях  задерживалась по  несколько месяцев, нам удалось создать симфонический оркестр. Конечно,  оркестр  никогда бы не состоялся, если  бы директором не стал Александр Петрович Роор, а первым главным дирижёром - Аркадий Валентинович Галковский,  - подчеркнул Александр Голышев. -  За мной было организационно-финансовое обеспечение, а  творческая часть -  за ними. К тому же, как я уже сказал,  в начале 90-х годов сложились условия, положительно повлиявшие на организационный процесс.  Самое удивительное, что в те сложные годы  из бывших союзных республик  стали возвращаться  в Псков  выпускники нашего училища, которых судьба  разбросала по  всему  Советскому Союзу. Они оказались в нужное время в этом месте и усилили  импульс  возрождения культурной жизни и формирования музыкального сообщества в нашем городе.

Первый  концерт оркестра состоялся  в театре драмы 6 июня1997 года, на Всероссийском Пушкинском празднике поэзии. Его  и можно назвать датой рождения  симфонического оркестра, который  готовился для этого  выступления. Ну и где-то год  или чуть больше  оркестр собирался, репетировал, сыгрывался. Первыми произведениями  репертуара была музыка Георгия Свиридова к кинофильму «Метель» и  фрагмент из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича. Первое выступление имело оглушительный успех. Вспомните, на всех  концертах  в течение первого года были аншлаги.  Закономерно, что юбилейный концерт откроет легендарное произведение, с которого началась успешная творческая жизнь оркестра – с  произведения Георгия Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

Я хорошо  помню первые концертные программы – там была классика - Римский-Корсаков и Мусоргский, затем, стали добавляться лёгкие жанры, музыка из кинофильмов. В первые годы жизни оркестра  появились абонементы  для детей и школьников, проводились  прекрасные лектории о том, как звучат инструменты и  устроен оркестр. Словом,  это было музыкальное просветительство, причём, системное и на очень высоком уровне. Я помню ведущую оркестра Ирину Галковскую, которая  блистательно вела первые концерты…

Александр Иванович поздравил Симфонический оркестр Псковской филармонии с 20-летием и пожелал оркестру как можно больше  работы,  новых инструментов  и совершенствования  репертуара, чтобы он был яркий, интересный для зрителей, чтобы в нём  было  место и популярным произведениям, и крупным музыкальным формам. 

Безусловно,  у каждого, кому мы обязаны рождением оркестра, свои воспоминания. Возможно,  когда-нибудь  это «многоголосие»  облечётся  в полновесный том бесстрастных исторических документов и эмоциональных свидетельств очевидцев. А пока мы продолжим знакомить псковичей с воспоминаниями создателей оркестра, одухотворяющего наши души соприкосновением с безграничным  миром  прекрасных  музыкальных  образов.   

Ирина Ефимова

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!