Представляем самые заметные постановки XXIV Пушкинского театрального фестиваля
08 февраля 2017Самые новые сценические воплощения произведений Пушкина можно увидеть в Пскове. Там продолжается 24-й Пушкинский театральный фестиваль. В нём участвуют 13 театров. В этом году на фестивале — сразу три «Пиковые дамы». Одной из них — постановкой «Коляда-театра» — открылся смотр. Свой вариант прочтения показал Псковский театр драмы и режиссёр Юрий Печенежский. Но спектаклями только лишь по произведениям Пушкина программа не исчерпывается. Подробнее о самых заметных постановках фестиваля — в нашем репортаже.
Герман в смирительной рубашке стучит ключом от комнаты графини. «Пиковая дама» в постановке Юрия Печенежского — спектакль о сумасшествии и нравственном падении человека. Минимум спецэффектов, обманчивая простота, пушкинская ясность воздействуют сильнее, чем штампы инфернальности. В роли — Мира Горская. Мистика в самой цепочке событий, выстроенных Пушкиным. Тройка, семерка, туз. И Герман просто ошибся.
«Спектакль — о сломанной человеческой судьбе. Для нас важно было, как ломается человеческая судьба, когда человека захватывают страсти, азарт, когда он цепляется не за какие-то человеческие чувства, а за свои низменные порывы», — говорит режиссёр Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Юрий Печенежский.
«Фальшивый купон» по одноименной повести Льва Толстого — второй спектакль «Коляда-театра » в афише Пушкинского театрального фестиваля. Как и первый, «Пиковая дама», — пьесы Екатерины Бронниковой и Николяй Коляды написаны по мотивам произведений классиков в гротесковой манере. Основная часть действия в «Фальшивом купоне» происходит в атмосфере лагерного барака или казармы. Массовка одета в шинели.
«Сюжет, который был у Толстого, остается. Он есть, но для меня было важно, когда я ставил спектакль, что это спектакль о России. Что мы, русские, куда-то идем, идем, ищем свой путь какой-то, двигаемся туда. Все время куда-то идет Россия. „Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа“», — говорит режиссёр, худрук «Коляда-Театра» Николай Коляда.
«Братьев Карамазовых» актеры режиссерского курса Льва Эренбурга поставили в двух частях. В первой, приближенной к современному реалистическому театру, — поиски Бога, попытка разобраться в перипетиях человеческой и семейной драмы. Подчеркнуто разбитая ими на два слога фамилия Кара мазовы звучит как приговор. Действие разворачивается на лобном месте. У позорного столба своей Голгофы — отец, каждый из братьев и все, кто с ними. Финальная же часть — почти комикс. От трагических высот актеры уходят в фарс.
«Это вот-вот заканчивающие институт ребята, которые этюдным способом, всерьез и с душой распахивали „Братьев Карамазовых“ Достоевского», — объясняет худрук Театра-студии «Небольшой драматический театр» Лев Эренбург.
В афише фестиваля — еще около двух десятков спектаклей, лекций и творческих встреч с известными режиссерами, историками театра и литературными критиками.
Источник: Общероссийский государственный телеканал «Культура»