Торжественное открытие 43-го Фестиваля русской музыки в Пскове

22 апреля 2017

21 апреля в БКЗ филармонии состоялось открытие Фестиваля русской музыки в честь великих уроженцев земли Псковской Мусоргского и Римского-Корсакова. Открывали Фестиваль Симфонический оркестр Псковской филармонии и сводный хор Псковской области.

Приветственную речь произнес со сцены директор Псковской областной филармонии Артём Сергеевич Татаренко.

«Фестиваль русской музыки за это время приобрёл много друзей — исполнителей и зрителей. Мы постарались сделать так, что все, кто вот уже долгое время посещают и любят Фестиваль, и в этом году не разочаровались в программе. В то же время мы добавили какие-то новые элементы, которые, мы надеемся, будут вам интересны».

Артём Татаренко поздравил всех с открытием Фестиваля русской музыки и передал горячий привет от генерального директора «Театрально-концертной дирекции» Дмитрия Дмитриевича Месхиева. «В добрый путь! Всего хорошего!», ─ завершил речь директор филармонии.

Открывала гала-концерт Увертюра на русские темы, в исполнении Псковского Симфонического оркестра.

Продолжила выступление кантата Ипполитова-Иванова «Памяти А. С. Пушкина» в исполнении оркестра и сводного хора детских музыкальных школ Пскова и Великих Лук, Псковского колледжа искусств имени Римского-Корсакова. В её экспозиционном разделе сочетаются спокойная торжественность и светлая радость. Яркая тональность, поступенное восходящее движение в мелодии, плотная аккордовая фактура.

Романс Шебалина на слова Лермонтова «Утес» исполнил хор Псковского колледжа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Инна Суровицкая). Стихотворение было создано поэтом незадолго до его гибели, в апреле 1841 года, а стало известно уже после его смерти из записной книжки, когда-то подаренной Лермонтову Одоевским. А в 1951 году Шебалин положил это стихотворение на музыку, создав романс.

Зрители слушали с замиранием произведение Свиридова «Странное Рождество видевше». Оно пронизано евангельскими образами, пропитано религиозной символикой и мотивами. При создании «Песнопений и молитв» Свиридов поставил перед собой необычную задачу — создать светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку». Произведение следует традиции церковной музыки и своими корнями уходит в древние песнопения.

Русская народная песня в обработке Шостаковича «Как меня младу, младешеньку» изменила настроение гостей фестиваля своими радостными нотами и мотивами. Интерес к фольклору наиболее полно проявился у Шостаковича в пятидесятые годы. «Как меня, младу-младешеньку» — хороводная песня-скороговорка из цикла ─ женские лирические и хороводные песни.

На сцене в этот вечер также прозвучала кантата для хора и симфонического оркестра «Курские песни» Свиридова. «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» — мужская протяжная) из цикла народных песен.

И, конечно, каково было удивление зрителей, когда они увидели руководителя Народного коллектива камерного хора «Кант» (Великие Луки) Ивана Беседина с тумбаком в руках. А ведь он ещё и смог дирижировать хором. «Турангалила» великолукского композитора Беседина, судя по аплодисментам в зале, очень понравилась зрителям. Название составлено из двух санскритских слов туранга и лила, что может быть истолковано как «песнь любви, гимн радости, времени, ритму, движению, жизни и смерти», а радость Турангалилы характеризуется как «сверхчеловеческая, льющаяся через край, ослепительная и совершенная».

Завершала торжественный вечер Симфония № 1 в 4-х частях соль минор Калинникова, которую исполнил Симфонический оркестр Псковской филармонии. В Первой симфонии Калинников выступил продолжателем русских классических традиций. Вместе с тем он сумел найти свой собственный характер музыкальной речи. Его симфония — лирическая. Она привлекает, прежде всего, светлым жизнерадостным настроением, теплотой и поэтичностью. Мелодия льется широко и привольно, как русская протяжная песня на просторах бескрайних полей и лугов. Яркая народность музыкального языка, колоритная оркестровка, широта симфонического развития выдвигает произведение в ряд самых достойных сочинений русской классики.

Текст — Мария Яковлева. 


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!