Виват, XX век! Виват, крещендовцы!

29 сентября 2015

В одном из своих интервью Мстислав Ростропович говорил о Дмитрии Шостаковиче и Сергее Прокофьеве: «Трудно придумать двух более диаметрально противоположных людей». По его воспоминаниям, первый был целиком из послереволюционной эпохи, из эпохи войны, второй -  из другого мира - дягилевского, игрового, в большей степени западного.    

В концертной программе второго дня фестиваля Crescendo в Пскове произведения Прокофьева оказались в кольце сочинений Шостаковича: эпатажный маскарад на удивление органично вписался в границы оптимистической трагедии, и в большом концертном зале филармонии   на несколько часов воцарился двадцатый век страны Советов в его максимальной концентрации, опасной для эмоционального равновесия - и потому полезной и жизненно необходимой.

Зрители очень точно почувствовали отличие сегодняшнего концерта  от услышанного вчера. «Сложно для восприятия», «Слишком много звуков», «Почему не прозвучал Рахманинов?» (Моцарт/Шопен/Шуман/Бетховен/Лист - вариантов было много). Видимо, не уложился пока в нашем сознании век минувший - слишком жива память, и слишком напоминает музыка Шостаковича и Прокофьева о советском времени: о нем нынче либо плохо, либо ничего. Знакомые мотивы: отречемся от старого мира во имя нового, сфотографируем Дениса Мацуева на мобильный телефон и выложим           в Инстаграм. Между тем, молодые музыканты «бросаются» на «проклятую» эпоху со всей отвагой и азартом молодости, даром что и октябрятами побыть не успели. Поражает их исполнительская искренность, порыв, энтузиазм - даром что за спинами - великие тени, мэтры старой русской исполнительской школы. Вот, например, виолончелист Александр Рамм - лауреат, обладатель серебряной медали Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 2015), победитель многих других музыкальных соревнований, в том числе I Кембриджского международного конкурса (США, Бостон, 2005) и I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010). На сегодняшний день он является первым и пока единственным представителем России, ставшим лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013). Симфония-концерт для виолончели с оркестром С.Прокофьева, которую он исполнял вчера, - это последнее крупное произведение композитора, созданное им при ближайшем участии Мстислава Ростроповича. Святослав Рихтер так вспоминал премьеру концерта: «Мне показалось удивительно ярким само сценическое действо: как Ростропович садится на стул, с каким загадочным выражением лица, с какой страстью обнимает свою виолончель, с какой экспрессией и преданностью, влюбленностью               в каждый звук начинает играть... И приходило ощущение прорыва куда-то за горизонты музыки будущего, ощущение тревожно и радостно бьющегося пульса иной жизни, хотя новая музыка Прокофьева порой казалась неслыханно дерзкой, сложной, диссонансной, ломающей все каноны виолончельного искусства прежних лет, дающей виолончели голос огромной «концертной» силы и музыкального ораторства...»   Александр Рамм признается, что виолончель для него - также горячо любимый инструмент, ведь в нем - все богатство и разнообразие техники, что, собственно, и стало очевидно каждому гостю Crescendo.

Второе отделение открывала скрипачка Алена Баева, она солировала         в Концерте № 2 для скрипки с оркестром, соль-минор Сергея Прокофьева. Алена Баева в 12 лет выиграла Международный юношеский конкурс скрипачей в Клостер-Шонтале, в 14 лет - Международный конкурс скрипачей имени Тадеуша Вронского в Варшаве (будучи при этом самой младшей его участницей), а в 2001 году, будучи ученицей 10 класса, стала победительницей (первая премия, золотая медаль и 9 специальных призов) престижного конкурса скрипачей им.Генрика Венявского в г.Познань (Польша). В 2004 г. стала победительницей Второго Московского международного конкурса имени Паганини, что дало ей право играть           в течение года на скрипке Страдивари, принадлежащей Генрику Венявскому, а в 2007 г. - Международного конкурса в г.Сендай (Япония),   где скрипачке была присуждена первая премия и приз зрительских симпатий... Впечатляет, не правда ли? Глядя на Алену Баеву, невольно задаешься вопросом: существует ли понятие «женская игра»? Потому что выступление ее было истинно женским - женственным, хрупким, невероятно эмоциональным по накалу. Может быть, конечно, материал соответствовал - театральный по духу, озорной, с кастаньетами, в то же время аскетичный и лиричный. «Главное для музыканта - это рождение новых интерпретаций, новых ощущений, свежести, - считает Алена Баева. - А воспроизводить мертвые схемы, кого-то копировать - никому не нужно. Комфорт современной жизни немножко не идет на пользу творческому началу, расслабляет. Страдания в каком-то смысле необходимы, чтобы родилось что-то новое, чтобы не воспринимали люди классическую музыку как дряхление».

Увлекшись разговором о Шостаковиче и Прокофьеве, упомянем еще одного композитора, заявившего о себе в программе фестиваля. Это датчанин Лауни Грёндаль. Его концерт для тромбона с оркестром представил вниманию псковичей солист Алексей Лобиков. Виртуозный концерт был создан в Копенгагене в 1924 году, но и по сей день является важнейшей частью репертуара всех исполнителей на тромбоне. 28-летний Алексей Лобиков - лауреат многочисленных международных конкурсов, с 2006 г. - концертмейстер группы тромбонов симфонического оркестра Санкт-Петербургской Государственной Академической Капеллы. С сентября 2012 г. – солист оркестра Мариинского театра. Ведет активную концертную деятельность, как солист и участник различных ансамблей. Тронутые волшебным звучанием и замечательной техникой исполнения, псковичи дважды вызывали молодого тромбониста на сцену и наградили его бурей благодарных аплодисментов.

«Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем сочинении», - говорил Дмитрий Шостакович о Концерте № 1 для фортепиано с оркестром До минор - произведении, прозвучавшем в завершение второго концертного дня фестиваля Crescendo. Перечислять регалии солиста - Дениса Мацуева, тем паче пытаться «рассказать» его выступление - излишне. Радость, энтузиазм, юмор, тревога - слушай музыку и ваяй киносценарий! А почему бы нет? Ведь музыка Шостаковича очень динамична, сюжетна, в ней постоянно происходит смена планов и угла зрения. Кстати, молодой Дмитрий Дмитриевич имел непосредственное отношение к искусству кино: несколько лет он работал в кинотеатрах тапером... «Этот концерт нужно исполнять фантастически», - говорил  о сочинении Шостаковича Денис Мацуев в одном из своих многочисленных интервью. Судя по псковскому концерту, народный артист России слов на ветер не бросает. Думаю, брось после его выступления клич «Все на БАМ!» или «Даешь десятилетку за год!» - и зрители без лишних разговоров отправились бы, как миленькие, дали бы и перегнали бы всех всерьез и надолго! «Вы видели, как он впадал в экстаз? Нет, вы точно видели? Удивительный музыкант!», - не унималась одна из зрительниц постарше. «А какой завидный жених!» - вторила другая. Еще старше. Денис Мацуев поблагодарил псковичей «за очередной теплый сентябрьский крещендовский прием»: «Псков - это наш дом, я счастлив, что ваш город стал стационарным местом проведения фестиваля». Особенно он отметил роль губернатора Андрея Турчака, присутствовавшего в зале в этот вечер. Пригласив его на сцену, пианист признался: «Это вдохновитель Crescendo, без его поддержки фестиваля не было бы. Крещендовцы, браво!» В свою очередь, Андрей Турчак также выразил огромную благодарность Денису Мацуеву «за возможность прикоснуться к высокому исполнительскому искусству» и отдельно (в духе туристического кластера) поздравил Станислава Кочановского - дирижера Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова, с днем рождения: «Вы подарили себе прекрасный подарок - поездку в Псков».

На этом фестивальная программа в Пскове не заканчивается. Денис Мацуев пригласил всех на джазовый концерт, который состоится сегодня, 29 сентября. «Crescendo - это постепенное нарастание, - напомнил он. - Наш фестиваль уже очень сильно вырос, но останавливаться не собирается!» 

Напоследок: Вечер понедельника, на остановке «Дом Советов» ждут автобус. Людей непривычно много для этого часа: 21.30 - все приличные вроде уже дома сидят, плюшки поедают в тепле или дремлют                     под жужжанье веретена Первого канала... Подходит маленькая «четверка», в нее пытается втиснуться-утрамбоваться почтенная публика вперемешку     с непочтенной. Контролер у кабины водителя спрашивает кондуктора: «А откуда столько набилось-то?» «Так это с концерта! В филармонии Крещенда какая-то!..» Контролер, проверив документы, тихо покидает автобус под какое-то дорожное радио - «Я знаю три слова, три матерных слова»... А давайте в дни фестиваля Crescendo хоть изредка, хоть по чуть-чуть, хоть капельку - транслировать классическую музыку в наших автобусах. И джаз. И - не верю, но я это говорю! - Шостаковича с Прокофьевым! 

Елена Никитина, Псковская Лента Новостей


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!