«Таланты и поклонники» на сцене Псковского театра драмы. Режиссёр Владимир Золотарь
27 апреля 2018Ставит спектакль Владимир Золотарь – опытный и известный российский режиссёр, автор более чем полусотни спектаклей в разных театрах России. Золотарь руководил театрами в Барнауле, Нижнем Новгороде, Перми, Омске. Среди его работ – спектакли в БДТ им. Г. А. Товстоногова, Театре комедии им. Н. П. Акимова, Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева в Петербурге, рок-мюзикл TODD с группой «Король и шут». Спектакль В. Золотаря «Войцек» (2009), поставленный в Барнауле, стал лауреатом Национальной театральной премии России «Золотая маска». Мы пригласили Владимира Золотаря, чтобы поговорить о его новой работе в псковском драмтеатре…
Владимир, всегда интересно знать, по какому принципу режиссёр выбирает пьесу для постановки, в частности Островского «Таланты и поклонники»?
Во время переговоров с театром речь шла о русской классике, и я предложил «Бесприданницу», но обстоятельства сложились не в её пользу. Тогда размышляя с художественным руководством о других пьесах, мы каким-то загадочным путём вышли на «Таланты и поклонники». Долго думали, «кругами ходили» и всё-таки остановились на ней. Для меня вообще эта история странная и по-своему интересная, потому что у меня «Бесприданница» была предыдущей премьерой в другом театре, и вот второй Островский подряд – это довольно сложно, тем более что я всегда думал, что это не совсем мой драматург.
«Таланты и поклонники» Александр Островский написал в 1881 году, и с тех пор ее ставили в 34 театрах как в России, так и бывшем Советском Союзе. Чем эта пьеса так привлекательна для режиссёров?
На самом деле пьеса замечательная. Пьеса очень интересная и сложная с подводными камнями и с большим количеством загадок. По большому счёту, одна из главных вещей, которая привлекала именно в этой пьесе, это как раз некая её загадочность, какая-то тайна. Если рассказывать историю на уровне фабулы, она очень простая, а вот как только ты касаешься уровня осмысления этой фабулы, погружаешься в сюжет, надисторию и так далее, тут вдруг возникают сложности. Это Островский очень поздний, во многом отличающийся от того Островского, которого мы помним. С другой стороны, поздние пьесы – это драмы, и они во многом стимулировали появление какого-то нового театра. «Таланты и поклонники» – одна из её загадок в том, что пьеса вспоминается как драма, а потом ты открываешь титульный лист и читаешь комедия. Пьеса такого жанра довольно сложная, потому что это и не совсем драма, и не совсем комедия. Например, интрига выбора главной героини, это ведь большая тайна, которая позволяет эту пьесу совершенно по-разному трактовать, и все трактовки будут совершенно одинаково убедительными и неубедительными. Ещё для меня стало открытием огромное количество параллелей и, по большому счёту, схожих цитат и заимствований у Чехова именно из «Талантов и поклонников». Очень много цитат связанных с театром и так далее и тому подобное. Вдруг для меня обнаружилось, что Чехов очень штудировал «Таланты и поклонники». И где-то через это и жанровая природа кажется схожей, потому что обнаруживаешь, что «Таланты и поклонники» – комедия примерно в том же смысле, в каком и «Чайка» комедия.
Владимир, пьеса написана во второй половине XIX века. Как она будет звучать в реалиях сегодняшнего дня?
Было бы здорово взять и перенести её в сегодняшний театр, но она не переносится, и атрибутика и даже чисто внешне. Я не обладаю такой режиссёрской наглостью, например, превратить лошадей Великатова в белый мерседес Великатова. Там очень много слишком очевидных анахронизмов, которых из пьесы никак не удалить. Они не просто данность, а очень важная часть поэтики пьесы, это очень поэтичная пьеса. Поэтому я, например, попадаю в какую-то театральную игру, которая для меня в последнее время не свойственна. Для меня было бы более очевидным ходом взять и всё это опрокинуть на современность, на уровне условных или безусловных современных костюмов и какого-то сегодняшнего театра, сегодняшнего отношения театра с публикой.
В центре сюжета – молодая и талантливая актриса Александра Негина, которую играет Ксения Тишкова, еле успевает отбиваться от назойливых воздыхателей. Один из них, отвергнутый, задумал испортить ей жизнь и сломать карьеру. Страсти кипят нешуточные: любовь и предательство, зависть, интриги, жертвы во имя сцены. Насколько психология отношений героев будет интересна современному зрителю?
Мы живём в век, когда пока ещё театр относится к сфере услуг. А там в пьесе всё про это. В пьесе публика – это такой потребитель, который потребляет всё и не только театральное зрелище, а всё вокруг него, включая молодых актрис и так далее и тому подобное. И чувствует себя абсолютно вправе на это. Князь Дулебов совершенно волшебным образом оскорбляется, когда на его милейшее предложение главной героине стать его содержанкой, она не только отказом отвечает, а практически, как он говорит, истерику устраивает. И ему кажется не его предложение неприлично, а её истерика по этому поводу. Он абсолютно точно знает, на что он, как часть публики привилегированной, публики первых рядов, имеет право. Сегодня «публика первых рядов», по-моему, ещё больше прав имеет, чем та. Та хотя бы не диктовала, что играть, хотя тоже диктовала, сейчас диктует уже всё просто. Вся история не только сохранилась, она на сегодняшний день актуальна, как актуальна ещё более важная вещь, на мой взгляд, там в центре истории вообще для позднего Островского важна монетизация всего и вся. Всё имеет цену. Если в «Бесприданнице» там человек, человеческая личность имеет ценность, то здесь ещё какое-то более эфемерное вещество – дар, талант, он имеет цену. Да, всё можно купить, просто кто-то называет не ту цену, а оказывается, что купить можно всё. Такая по-своему страшная и безысходная история в этом смысле при всей комичности интриги. Это вообще, тема позднего Островского очень важная. В «Талантах и поклонниках» она, по-моему, такая острая и очевидная.
Каким будет художественное оформление спектакля?
Для меня одна из самых сложных историй в этой пьесе – это как раз было найти какой-то адрес стилевой, художественный, постольку поскольку её и в современность не опрокинуть, и нет никакого смысла заниматься 81-м годом XIX века с исторической, этнографической подробностью. Мне кажется важным, что это поэтичная пьеса. С одной стороны, поэтичная, а с другой стороны, внутренне острая, это не бытовая драматургия совсем. Мне кажется, мы с художником спектакля Александром Григорьевичем Стройло нашли такой адрес в виде прекрасного, тоже очень сложного, ироничного, парадоксального художника сюрреалиста Рене Магритта. Насколько нам удастся скрестить, так сказать, магриттовский дух с Островским, вот настолько и будет, наверное, эта история понятна и успешна.
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина