«Пушкину бы понравилось?»
09 мая 2018Золотарь Владимир Александрович, известный российский режиссер, основатель Санкт-Петербургского театра Михаила Чехова и один из соучредителей Союза Правых театров России.
В 2002-2008 годах - главный режиссер Алтайского театра драмы им. В.М. Шукшина, в 2008-2011 годах - главный режиссер Нижегородского ТЮЗа, в 2011-2012 годах главный режиссер Пермского Театра-Театра, в 2013-2017 годах – художественный руководитель омского ТЮЗа. Более шестидесяти постановок в театрах России.
В Псковском театре драмы Владимир Золотарь поставил спектакль «Таланты и поклонники» по пьесе А.Н.Островского. В преддверии этой последней премьеры сезона мы встретились с режиссером и поговорили о его постановке.
Драматургия Островского составляет основу репертуара классического русского театра. Владимир Александрович, а вы любите пьесы Островского?
Люблю, но мне долгое время казалось, что Островский совсем не мой драматург, я не знаю, как к нему подойти, и всё время очень настороженно это делал. Поэтому не так много у меня Островского в режиссерском багаже - «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза» в Нижнем Новгороде, «Бесприданница» в Ульяновске. В Пскове - четвёртый спектакль.
Скажите, в чём, на ваш взгляд, сила и магия Островского, чем он так привлекателен для зрителей?
У Островского очень хорошо сконструированные пьесы по всем параметрам. Он рассказывает драматическую историю, а лучшие его пьесы еще и поэтичны.
«Таланты и поклонники» относятся к такому определению?
Да, в ней есть соединение мощной конструкции и мощной поэтики.
Поэтому выбрали именно эту пьесу?
Она особняком стоит и очень отличается от поздней его драмы, потому что жанр позднего Островского – это в основном драма. Здесь вдруг неожиданно комедия, скорее в чеховском понимании, это как «Чайка». Поэтому жанр спектакля - драматическая комедия.
Сегодня чем интересна зрителю эта пьеса?
Одна из тем всего позднего Островского, и одна из главных тем в «Талантах и поклонниках» - монетизация всего и вся, то есть, всё имеет свою цену. Очень сегодняшняя тема. Всё можно купить. Вопрос только цены. Если в «Бесприданнице» про то, как личность овеществляется и превращается в товар, то в «Талантах и поклонниках» речь идёт о такой эфемерной субстанции, как талант, дар. Есть ли у него цена? И, в конечном итоге, обнаруживается, это такой мрачный вывод Островского, что человека можно поставить в такие обстоятельства, когда продаётся всё что угодно.
В этой пьесе Островский как-то удачно придумал, что героиня влюбляется в богатого, красивого, да еще и порядочного человека.
Вот в этом-то и есть одна из главных загадок пьесы! Тем она и привлекает, что можно настолько по-разному трактовать финал, выбор Негиной, потому что ведь всё сложно. Эта тайна и есть главное содержание в пьесе.
Вы довольны, как проходят репетиции с нашими артистами? Какой для вас артист хороший как для режиссёра?
Да, конечно. Хороший артист, однозначно, партнёр режиссёра, потому что без актёрского авторства спектакль не живёт. Артист-марионетка очень быстро выдыхается, потому что нет собственного содержания, а всё-таки собственное личное содержание – это значительная часть энергии, которая составляет спектакль. Театр же вообще по существу – это энергия.
Театр еще и зрелище, визуальная картинка, чем зрителя порадуете в этом направлении? Игровая площадка - огромный стол через всю сцену?
С одной стороны это подмостки, с другой стороны, в финале это станет чем-то вроде поезда, с отрывающимся куском, а с третьей стороны, там такая игра занятная, ведь стол – лишь часть декорации, но не основная, а пространство открывается постепенно. Там хитро придумано. Язык этого спектакля в достаточной степени изобразительный, потому что мы с художником Александром Стройло за визуальную основу берём творчество художника Рене Магритта, а Магритт очень фиксированный художник, в нём нет случайностей.
А почему именно Магритт, они так далеки друг от друга Магритт и Островский?
Очень ассоциативно. Островский и Магритт, конечно, далеки и в то же время очень близки, потому что пьеса про театр, и там всё театром пронизано, и таланты, и поклонники. А Магритт, как ни парадоксально, очень театрален в своей сюрреалистичности, потому что у него из живых объектов создаётся неживая красота, а театр – это же всё равно не жизнь, это некая условность. То есть оно живое как искусство, но именно как искусство.
Вы взяли пьесу XIX века, чтобы рассказать про нас сегодняшних?
Да. Грубо говоря, мы же про себя рассказываем. Театр очень сегодняшнее искусство. Мы не можем рассказывать про 1881-й год, когда была написана пьеса, про это рассказывает исторический музей. А театр про нас сегодняшних. Театр должен задевать нас, будоражить. Он основан был для этого.
Владимир Александрович, и последний вопрос, как вы думаете, «Пушкину бы понравилось?»
Мне кажется, да. Он тоже любил театр и более того, мы всё-таки пытаемся вытащить из пьесы поэтическую составляющую, а Пушкин был как раз человек, который экспериментировал на этой почве. Не случайно те же «Маленькие трагедии», изначально назывались «Опыты драматических изучений», то есть Пушкин хотел соединить современный ему поэтический язык с драматической конструкцией. Мы вот тоже пытаемся так сделать, взять драматическую конструкцию пьесы Островского и положить на неё поэтические образы. В какой-то степени иронические, потому что Магритт иронист порядочный, но и в пьесе тоже иронии достаточно.
Мы желаем новому спектаклю «Таланты и поклонники» зрительского признания, множество поклонников и долгого проката!
Беседовала завлит Любовь Никитина
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина