«Несколько секунд темноты в финале – подарок зрителю, благословенный миг отдыха от эмоций»

24 октября 2018

Для создателей спектакля, всегда очень важно, когда посещение спектакля зрителями не проходит бесследно – драматическое искусство создано для того, чтобы заставлять задуматься и найти отклик в сердце. Наша зрительница, Татьяна Лозина, на своей страничке в соцсетях, написала достаточно полный отзыв о просмотренном спектакле «Отелло». Мы благодарны Татьяне, за вдумчивый взгляд и теплые слова в адрес актеров и режиссера постановки. Публикуем здесь этот текст…    

 - На днях посмотрела «Отелло» в постановке Даниила Безносова, как говорится, лучше поздно... Конечно, все, кому небезразлична жизнь Псковского Драматического, уже давно сделали свое мнение… Но, все-таки, хочу добавить еще пять копеек, так как впечатление создалось очень мощное.

Никаких отзывов и рецензий перед просмотром нарочно не читала – знала только, что спектакль длинный (аж на 3 часа), и нужно готовиться к неклассическому переводу текста и несколько комедийной подаче солдатских реалий.

Честно готовилась, но все равно - впечатлена до нельзя. Сказать, что постановка сильная – не сказать ничего. На мой скромный взгляд – «Отелло» образца 2018 – вообще самый серьезный спектакль на нашей сцене, который следует посмотреть каждому. Да, все очень буквально – уродливые казарменные декорации, полевая кухня, солдатская жизнь по расписанию и разухабистая военная лирика – комическое отражение реальности. Ансамбль военной песни, исполняющий шекспировские сонеты под три блатных аккорда… А параллельно – обратный отсчет жизни – гигантский таймер на всю стену, отмеряющий время, за которое яд лжи неизбежно подействует, и бомба в сердце вот-вот взорвется (тут, ведь, вам не Голливуд, поэтому не будет никакого хэппи-энда)… На сцене все, как в жизни – сначала смешно, а через секунду уже грустно и страшно. И еще необратимо. Перемешаны и события, и чувства – как разобраться в этом «люблю - ненавижу - снова люблю, верю - не верю», когда научен сражаться только с явным врагом, который за линией фронта, а вот выискивать врага внутри, включать эмоциональный интеллект на полную катушку, чтобы понимать себя и других, никто не учил…

Определенно порадовал выбор текста. Упрощенный, лишенный набивших оскомину штампов перевод заметно оживил восприятие. Признаться, вовсе не хотелось слышать со сцены «она меня за муки полюбила» или «молилась ли ты на ночь, Дездемона», при всем уважении к классике. А тут – почти нормальная речь, адекватная вполне жизненной истории, рассказанной «вне времени», и все же, согласно наставлению Станиславского, «сегодня, здесь, сейчас».

Актеры живут на сцене так, что нельзя им не поверить. Яго (Денис Кугай) – не лощеный опереточный злодей с мефистофелевскими чертами, а до мурашек настоящий, мелкий и сомневающийся бес, под себя выстраивающий свой искаженный жалкий мирок, по уши закомплексованный, мучительно желающий быть важным. Яго вызывает отвращение уже с первого монолога. Отелло (Евгений Терских) – мужественный солдат и открытое большое сердце, наоборот – располагает с первой сцены. В его мире нет полутонов, все контрастно: любовь, дружба, долг либо – измена, предательство и смерть. И, именно благодаря таким подчеркнутым и честным образам известный финал пьесы особенно трагичен: печалит не столько напрасная смерть невинной Дездемоны, сколько понимание того, что и в жизни часто бывает именно так – льва побеждает шакал.

Страдания героев действительно вызывают слезы – ибо веришь всему, до конца переживаешь и сочувствуешь. За тем, как медленно исчезает под действием подброшенной Яго «отравы» любящий простодушный Отелло, как воин превращается в безумца, как он борется сам с собой и сам себя побеждает, нельзя наблюдать, не вовлекаясь. Сыграно гениально, нет слов. А несколько секунд темноты в финале – подарок зрителю, благословенный миг отдыха от эмоций.

Зал аплодировал стоя. Хочется смотреть повтор, пересматривать, приводить друзей. А придирчивым критикам, если уж такие найдутся, задам вопрос: в чем вообще тогда смысл и сила искусства, если не в способности создать у зрителя момент напряжения чувств и запустить особую трансформирующую ментальную программу? С чем, псковский «Отелло», безусловно справляется!

                                                                                                                   Автор:  Татьяна Лозина

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!