«Современному «ревизору» можно совсем можно не волноваться о разоблачении, внешнем виде, манерах – общество готово принимать его любым»
06 ноября 2018Студенты-театроведы из московского ГИТИСа посмотрели несколько спектаклей нашего театра и прислали свои мини-рецензии. Рецензия на нашего "Ревизора" Ирины Ганзера.
Спектакль Петра Шерешевского «Ревизор» – по-настоящему страшный, мрачный памфлет. Он пугает не своей актуализацией и параллелями с современностью. Огромное количество примет нашей действительности и недавнего прошлого: ток-шоу с тошнотворными журналистами, обращение власть имущих в истовую веру, их любовь к спортивным костюмам, видеоблоги из ютуба, попсовые и советские песни – все эти детали избыточны в спектакле. Злободневность пьесы Гоголя неоспорима, поэтому перенос в сегодняшний день естественен, органичен тексту. Но нужно отдать должное внимательной и кропотливой работе режиссера: в гоголевский текст проникают реплики из нашей нынешней реальности незаметно, «без швов», что не может не увлечь.
«Ревизор» Шерешевского для меня стал действительно страшен тем, какой образ Хлестакова предлагает режиссер. Молодой, коренастый, щетинистый парень в кепке и мягком пиджаке ходит вразвалочку и манерно жует жвачку. Он ничуть не сомневается в своей привлекательности, и пижонским «Привет, красавица!» пытается отвлечь пошлую кухарку от просмотра старого кавээновского скетча. Его наглость, отрицательное обаяние гипнотически действуют не только на нее, но и на других жителей городка. Ведь герой Камиля Хардина будто не прилагает ни малейших усилий, чтобы понравится кому-либо в городе, а плывет по удачному (с)течению обстоятельств. Современному «ревизору» можно совсем не волноваться о разоблачении, внешнем виде, манерах, пожалуй, вовсе не волноваться. Общество готово принимать его любым. При первой встрече Городничий (Евгений Терских) сам встанет перед юным лжеревизором на колени, а потом ляжет к нему в постель.
В знаменитой сцене хвастовства речь Хлестакова с каждым новым обманом будто наполняется неудержимой агрессивной силой. Голос актера становится всё громче и громче, и, наконец, срывается на крик. Лживость наглого героя подчеркивается простым и забавным приемом: актер, переходя от слушателя к слушателю, раскладывает на их головах вареную лапшу. А на Городничего и вовсе переворачивает кастрюлю. Но никто не замечает происходящего, напротив, погруженные в странный темный морок, жители города счастливо существуют в нем. Это общество, возможно, и породило такого пустого Хлестакова. Оно начисто лишено способности к рефлексии. Стремления героев ясны, а поступки просты и понятны. Не удивительно, что они легко ведутся на заезжего юношу, в начале похожего на богатенького сынка, а в финале переодевающегося в костюм гопника. Желание местных чиновников откупится от ревизора здесь почти равно инстинкту самосохранения. Это почти звериное стремление выжить любой ценой порождает настоящее зло, большее, чем ложь Хлестакова. Ужасающая ключевая сцена – изнасилование Хлестаковым Марии Антоновны на глазах и практически с благословения родителей, – страшный итог спектакля.
Посмотреть «Ревизора» в ближайшие дни на сцене Псковского театра драмы можно 11 ноября.
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина