Псковичей ждут две премьеры - «Жанна» и «Гробница малыша Тутанхамона» - «раскрученная» коммерческая пьеса и артхаусная постановка
01 февраля 2019Артисты в ходе пресс-конференции не преминули пошутить о том, что обе группы репетировали «друг над другом», на соседних этажах, рассказали о том, как им работалось с режиссерами Михаилом Заецом и Елизаветой Бондарь и о том, как в ходе репетиций обнаруживались новые смыслы и даже новые герои.
Напомним, что еще в прошлом году обе пьесы были поставлены в Псковском театре драмы в качестве эскизов, на творческих лабораториях Пушкинского театрального фестиваля.
- Собственно эскиз – это энергетика, короткая история, поставленная в сжатые сроки, - начал разговор о том, что отличает эскиз от полноценного спектакля, Михаил Заец, режиссер спектакля «Жанна» по пьесе молодого российского драматурга Ярославы Пулинович. - Эскиз – скелет, спектакль – это уже обрастание мясом. Иногда эскиз может быть лучше самого спектакля, иногда наоборот…
Актриса Ирина Смирнова, исполнительница роли Жанны, рассказала о своей героине, которая « понятна поколению сегодняшних 50-летних»:
- Это поколение, как я недавно прочитала, «экономического слома». Мы все жили в этом время, откуда вышла моя героиня. Для кого-то оно было ужасным, для кого-то прекрасным, хотя бы из –за того, что были молодыми. Кто-то не выжил, остался там навсегда. Моя героиня выжила, стала сильным человеком, ей не понаслышке знаком рэкет. Это история про сильную и самостоятельную женщину, которая не умеет проигрывать. Именно на таких и держится мир.
- Является ли Жанна героем нашего времени? А кто сегодня герой нашего времени? – предложил полемику Михаил Заец. – Беда в том, что у нас сегодня нет героев. Раньше были – геологи, физики, лирики, космонавты, еще раньше - герои войны. Сейчас даже маленькие дети вам не ответят, кем хотят стать. Ну, может, чиновниками, скажут. Это ненормально, что героев нет. Сегодня молодое поколение хочет лежать, ничего не делать, а чтобы с неба сыпались деньги. Но ведь герои должны прийти в нашу страну, и они будут, хотя, может, это будут антигерои.
- Хотя герой – это всегда идеология, - заметил режиссер, - а в нашей пьесе нет идеологии, в ней вечные темы – любовь, предательство, смерть. По этой пьесе можно снять сериал.
Михаил Заец также подчеркнул, что спектакль должен дать зрителю ощущение того, что действие происходит на трассе,
- Мы зрителя сажаем на сцену, но все происходит на трассе, по которой несется Жанна. Она как села в 90-х на большегруз, так и несется, до сих пор живет в этом адреналине. Хотим, чтобы спектакль летел, как летит машина по трассе, – добавил он.
В связи с этим Заслуженный артист России Сергей Попков, тоже занятый в «Жанне», признался, что такое решение режиссера было непривычным, так как потребовало от актера другого способа существования.
«Здесь ничего не скроешь, динамика нужна, - сказал артист. - Это киношное существование, крупный план, все происходит на расстоянии вытянутой руки».
О том, как шла работа над спектаклем «Гробница малыша Тутанхамона» по пьесе американского драматурга Оливии Дюфо, рассказала молодой режиссер Елизавета Бондарь:
- Для меня эскиз делается всегда на энергии стресса. И важно чтобы прошло какое-то время после первого знакомства с материалом, чтоб он отстоялся временем. Так, с «Гробницей..» я работала еще три года назад, на Таганке, потом в прошлом году с псковскими актерами, сейчас получается третий, совершенно новый спектакль под другим углом зрения. Много нового вскрыли в этот раз в пьесе для себя, даже нашли каких-то новых персонажей, потому что хотелось сделать понятным действие для зрителей и, конечно, для себя. Ведь действие происходит в Америке, в которой я не была, например, как и многие зрители.
«Гробница малыша Тутанхамона» неслучайно вошла в программу Пушкинского театрального фестиваля, подчеркнули создатели постановки.
- Это спектакль, посвященный истории творческого человека. Это - про одержимость работой, про то, через что надо пройти, как вложить свою душу, чтобы появилось произведение творчества, - подчеркнула Наталья Петрова, исполнительница главной роли, художницы Джейн Хейли. - Это пьеса о том, что искусство рождается только в условиях стресса.
- Это ужасно, но без этого искусство невозможно, - добавила актриса.
- Мрачно, но все про себя, про одержимость, - поддержал актер Денис Кугай, также занятый в спектакле. - Спектакль начинается самоубийством дочери героини, и по ходу пьесы умирает много народу, половина населения Египта.
- Без одержимости ничего невозможно создать, - заключает Елизавета Бондарь. - Это нас и зацепило в этой пьесе.
«Спектакль «Жанна» предназначен для широкого зрителя, а «Гробница малыша Тутанхамона» – артхаусная постановка для «более искушенного зрителя», - заключил арт-директор театра Андрей Пронин. Однако не исключил, что «всё может быть и наоборот».
По его словам, «Жанну» ставили уже многие, и в данном случае в театре «пошли по проторенному пути». Хотя постановщик Михаил Заец, по его мнению, «особенный режиссер» в истории автора пьесы Ярославы Пулинович, и он «по-своему читает ее драматургию».
Андрей Пронин также добавил, что в апреле театр порадует зрителей двумя новыми комедиями.
Напомним, новую русскую драму «Жанна» покажут на сцене Пушкинского драмтеатра 3, 5, 6, 23 и 24 февраля, а комикс без антракта «Гробница малыша Тутанхамона» – 9, 21 и 24 февраля. Подробности здесь.
Билеты можно приобрести в кассе или на сайте театра
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина