Все начинается с... скандала
12 февраля 2019«Необычный», «удивительный», «поразительный» - эти и масса других восхищенных эпитетов прозвучали в пространстве XXVI Пушкинского фестиваля в ходе обсуждения спектакля «Видимая сторона жизни». Режиссер Борис Павлович и актриса Яна Савицкая создали эту постановку по стихам петербургского поэта Елены Шварц как дань памяти неординарной творческой личности.
Сказать, что фантасмагорический фейерверк эпизодов-размышлений, расцветающий на сером питерском небе, поразил псковского зрителя, значит ничего не сказать - настолько неожиданным и непредсказуемым оказался этот спектакль. А началось все со скандала.
***
Просто, без заламывания рук и закатывания глаз, почти по-ученически хрупкая длинноволосая девушка читает стихи, выискивая в книге строки, спотыкаясь о слова, сурово в упор глядя на зрителей. А спустя пять минут и вовсе сбивается с фразы (что случилось? она не готова к выступлению? ох уж эти столичные штучки, думают, в провинции любую халтуру проглотят...), затем она ветром проносится по театральному буфету - и прямиком к бармену с требованием налить коньяк. Рюмка, другая, третья - некоторые зрители уже начинают подумывать о том, как бы встать повежливее да уйти поскорее.
И тут начинается самое интересное: сумятица и недоумение растворяется в потоке поэтических образов, которые вырастают в лирические сюжеты. Сюжеты эти по мере развития действия все больше отрываются от земли, отправляясь в далекие дали, где все меньше остается видимого, все больше - незримого, по-ту-стороннего, неподвластного обычному замыленному взгляду.
В этом фантастическом мире возможно за две копейки доехать от Московского вокзала до Казанского собора и дальше, при помощи меча, подаренного ламой, остановить распространение зла, почувствовать себя эмбрионом в материнском лоне и услышать биение материнского сердца, отправиться в последнее плавание на корабле последних поэтов («дураков»), а еще увидеть в квадрате круг - только с крылышками.
Так «теория и практика скандала» разворачивается в уникальное поэтическое существование, в основе которого лежит метаморфоза как принцип восприятия жизни. Как тяжело оказалось войти в него! - как в холодное море, вздрагивая и ежась. И как тяжело после оказалось - выйти, вернуться в исходную точку. Путешествие из серии «усталые, но довольные, мы не хотели возвращаться».
Яна Савицкая определила жанр спектакля как перфоманс - ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. «Здесь и сейчас» буфета Псковского театра драмы обнаружило себя весьма пластичным объектом - немалую роль в трансформациях этих двух составляющих сыграл свет (лауреат театральной премии «Золотая маска» Стас Свистунович). Что до телесного - то сыгран спектакль был «душой, не телом, в теле — тесно». Ну а отношения со зрителем - как в статусе в соцсетях: «все сложно». Яна Савицкая призналась, что трудности псковский зритель создавал. Ну, хоть не вязал во время спектакля - и то хорошо...
***
«А коньяк был настоящий? А бармен знал о том, что он в игре, или был так же одурачен, как и все мы?» - настаивает, требует ответов зритель по завершению спектакля. Терпеливо разъясняют: нет, это все театр, да, это все импровизация. Благодарят за приглашение в Псков, вручают и принимают символ и диплом фестиваля.
Мы расходимся в какой-то оторопи, в растрепанных чувствах, до конца не понимая, что же с нами сделали Елена Шварц, Яна Савицкая и Борис Павлович. Мы продолжаем плодить вопросы... Где заканчивается жизнь и начинается искусство? И наоборот - где заканчивается искусство и начинается жизнь? Наверное, бесконечно и то, и другое, шумит едино - океанским приливом и отливом «ангелов нудь и дьявола медь», между стойкой бара и черным диваном театрального буфета, между критиками и зрителями, недоумевающими и неунывающими, между рождением и смертью.
Елена Никитина
Источник Псковская Лента Новостей
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина