Александр Заболотный и его «Фауст»: «Не люблю ставить нравоучительные спектакли»

15 марта 2019

Спектакль «Фауст» в Областном театре кукол играют уже 13-й сезон.  О тайне долголетия этой постановки и о том, как менялся спектакль на протяжении своей жизни на сцене, рассказывает главный режиссер  театра кукол Александр Заболотный.

- Александр Александрович, Ваш «Фауст» уже подросток.  Как живет спектакль все эти годы, что-то изменилось в нем со временем?

- Да, конечно, «Фауст» меняется, спектакль – это живой организм, в нем все время что-то меняется. Даже отношения между персонажами приходилось менять. Там же речь идет о средневековом театре, семейной труппе. Историю, которую позже изложит Гете в своей бессмертной пьесе, сначала показывали бродячие театры кукол, каждый на свой лад, в средневековых городах.  В нашем спектакле в семейном театре были заняты дядя, тетя и их племянник Фауст, потом мы сделали главных героев братьями и сестрами. Сегодня в этом семейном театре наши герои вообще не родственники…

-  Мультимедийные эффекты добавились с приходом современных технологий?
- Нет, все осталось так же, как и было поставлено тогда. Если б можно было, я б даже фонари свечные установил,  чтобы это передавало атмосферу средневековых уличных представлений. Но не могу по причине противопожарной безопасности. А вообще,  атмосфера в спектакле – главное. Нет ее, не получается спектакль, все рассыпается. 

-  Как юные и взрослые зрители принимают тот факт, что в  «Фауст» - это пьеса без счастливого финала? Не ропщут?
 - Нет,  не слышал такого. Для них  это ожидаемый финал, я считаю. Разочарований нет. И потом там все-таки есть мини хэппи энд, что ли. Дети же понимают, что это условность, это театр. Я это и студентам своим  говорю:  не принимайте все слишком всерьез. Не верят.
 - Почему?
 - По молодости, наверное. Все хотят стать гениями, преуспевающими режиссерами и актерами. Я тоже поначалу хотел.
 - А теперь?
  - Теперь понимаю, что  не это главное.
- А что главное?
 - Быть универсальным. Меня так учил в свое время мой педагог Михаил Александрович Хусид. Актер-кукольник – это и драматическим актер,  музыкальный, и должен хорошо двигаться, и отстраняться, если надо,  от своей куклы, и так далее…

 - И все же какая мысль вам дорога в «Фаусте»? Что должен ребенок понять в этом спектакле?
-  Да каждый для себя решает, что он должен или не должен понять. Мы же ничего нового не придумали. Взяли одну из средневековых легенд про Фауста и Мефистофеля, их же много сохранилось в разных интерпретациях. Немного оттуда, немного отсюда, немного осовременили. Можно было и больше осовременить, только зачем? Сделали спектакль, а дальше все зависит от впечатлений, зрительских эмоций. Получают дети эмоции? Получают. Вышли из театра и забыли? Да прекрасно! Не пойму  тех, кто говорит: «Вот давайте заставим  зрителя подумать над тем и этим, пусть зритель решит такую-то проблему. А вот чему же учит спектакль?» Будто кто-то без нас думать не умеет. А надо ли это разжевывать, если все и так ясно?  Не понимаю нравоучительные спектакли, это не мое.  

 К Международному дню кукольника, 20 марта, смотрите  «Фауст» (6+)

Цена билета 150 руб.
Режиссёр Александр Заболотный, художник Андрей Севбо.
касса 56-33-13 
Купить билет онлайн: 
http://orbilet.ru/venue/90



Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!