Дорогие мои старики. Традиции и преемственность дрампуша
27 марта 201927 марта – Международный день театра. Очень хочется заглянуть за кулисы именно в этот день, ну хотя бы накануне, чтобы узнать всю подноготную псковского храма Мельпомены, о том, хорошо, плохо ли живется актерам дрампуша в отреставрированном здании.
Гостем редакции стал актер старой, радуновской школы, заслуженный артист РСФСР Сергей Попков, а он прежде спросил, что редактор «АиФ-Псков» посмотрела из последних спектаклей.
Сценическая мудрость
«И как вам «Ревизор»? - поинтересовался Сергей Владимирович. – Неожиданно? Для нас тоже неожиданно, самые современные приемы для современных зрителей использованы».
Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Жаль только, что есть возрастные ограничения 18+, что школьники не увидят постановку.
- Да там ничего такого нет…
- Кроме попы Камиля!
- Да разве этим кого-то удивишь? Над спектаклем работалось легко, весело, давно не трудились без такого внутреннего надрыва - все было организовано комфортно для творческого процесса. В день премьеры мы настолько были расслаблены, что поехали в лес за грибами. В три приехали, а в шесть часов спектакль.
- Меня последняя сцена с умирающим Городничим и застывшей в немом крике Марьей Антоновной всю перепахала. А как его восприняли в Северной столице и Великих Луках?
- В Питере «Ревизор» прошел на ура. Там вообще режиссера Петра Шерешевского обожают, ждали поклонники после спектакля, а в Великих Луках – более осторожно, часть публики даже покидала зал, а кто остался – с криками «браво» не отпускали актеров. Видимо, там ожидали классического прочтения пьесы.
- Сергей Владимирович, согласны, что в театре важны традиции, преемственность? Как у нас с этим?
- Еще как согласен, это самое важное!
- Стариков ведь мало осталось…
Псковская драма без режиссера. Дороги к храму Мельпомены вновь разошлись - Так! Мирра Горская, Юрий Новохижин, Владимир Свекольников, Галина Шукшанова, Виктор Яковлев и я, да, самый молодой из стариков.
- А труппа молодая, энергичная! Чувствуете себя патриархом сцены?
- Ощущения, конечно, уже не те, физики немножко не хватает. Но есть опыт, сценическая мудрость, когда распределяешь энергию на сцене и в пространстве. Им надо еще доказывать, а нам уже - нет. Я окончил Саратовское театральное училище, три года отработал в Волгоградском ТЮЗе. По совету педагога искал своего режиссера, так и сделал, нашел и почувствовал внутренние силы
Не прощу!
- Вы ведь не пскович?
- Родился в Татарстане. В годовалом возрасте мама перевезла на Донбасс, к своим родителям. Там и окончил школу. С Украиной у меня много связано, то, что там творится, не проходит для меня бесследно. Осенью умерла мама, а я не смог поехать на похороны - не было загранпаспорта, но это долгая история…
- Театр сейчас после реконструкции, примыкающая улица тоже во всей красе, а не так давно – темные гримерки, пол из фанеры, сцена для академического театра на радиозаводе. И это было совсем недавно.
- Это был кошмар. На сцене между досок пола Лариса Ивановна Крамер каблуком застряла. За эти два года разрухи мы нахлебались, но творческий процесс не прекратили, репетировали «Четвертый тупик Олега Кошевого», «Солдатиков». А потом – смена руководства.
- Не менее тяжелые времена… Но вас Сенин ведь не трогал?
- Он немножко побаивался со мной конфликтовать. Хотя делал это со многими, и с Яковлевым, и с Новохижиным , а Радуна вообще не пустил в театр. У него была задача разрушить старый театр, а «преемственность» стала для него ругательным словом. Насколько я сейчас понимаю, ему была поставлена такая задача: новое помещение должно быть наполнено новым содержанием. Я это называю хлестаковщиной от искусства. Многие из областного руководства не понимали, что такое театр в Пскове и что такое театр вообще? Сенин приезжал сюда не как созидатель, а как разрушитель, выполнил свою задачу и через два года уехал. При первой встрече так и сказал: «Я здесь у вас проездом». Он не любил актеров, общался по-хамски, свысока. И смерти Радуна я ему не прощу до конца жизни. Но театр - это все равно семья. И как можно было жить в такой семье?
Второй дом
- Хочется сюда идти?
- Сейчас - да! Это второй дом. Дома покушал, поспал. А тут дневное и вечернее время — самое основное. Здесь питаемся, отдыхаем, вечером спектакль, утром репетиция. Даже если и нет этого, все равно я здесь. Еще я со студентами связан, надо выполнять организационную функцию для них, учебный процесс наполнить, найти служебные помещения.
- Раз уж заговорили про преемственность, кого считаете своими учителями?
- С благодарностью вспоминаю Ивана Семёновича Криворучко. Когда не был занят, стоял за кулисами и смотрел, как он работает. Своими учителями считаю Юрия Новохижина и Валерия Порошина - человека неуёмного темперамента, у которого задача была сдержаться, настолько его захлестывало, может, потому он рано и ушел.
- Его Горький в фильме «Под знаком Скорпиона» просто гениален!
- На эту роль пробовали известного актера Александра Михайлова, но выбрали Порошина. А какой у него академик Рядно в сериале «Белые одежды», когда ест землю горстями – до мурашек.
Вообще работала плеяда прекрасных актеров: Лариса Ивановна Крамер, Альбина Прокофьевна Фёдорова, Мирра Александровна Горская, Геннадий Золов, Коля Лунин, Айвазян, Якубчик. И молодежь сильная была: Марина Аксёнова, Поднозов Дима, который сейчас руководит театром «Особняк» в Питере. Только пришли молодые Бабич, Ира Смирнова, Масленников Лёша. И всех объединял Радун. Он был сложным человеком в жизни, но легким в искусстве, мы верили ему.
Хотя его обвиняли в пошлости, но он искал, был в развитии - театр должен удивлять. Может, он ошибался, кого-то не к месту раздевал, не останавливал свой выбор на нужной пьесе. Но человек горел работой, и это подкупало. Он приходил с утра в театр и здесь находился до позднего вечера.
К тому же он единственный в стране создал уличный репертуарный театр «Карусель». Да, были попытки у других театров, но это были единичные постановки. Не каждый режиссер может справиться с пространством! Это космос, это другой объем, другая энергетика, другое существование актера, когда надо слиться с природой и в то же время это должно быть театрально выразительным. Сложная задача. Не знаю, сознательно или подсознательно, для каждого спектакля он выбирал отдельное место. Если «Цыгане», то пляж возле Мирожки, если «Псковитянка» - в Кремле, «Василиса Мелентьева» - на Гремячке
И конечно, он меня сделал как актера, поверил, дал центральные роли. Да, у меня был с ним конфликт, когда по 5 месяцев не давали зарплату, а семью надо было кормить. И я ушел на вольные хлеба: работал на радио, в филармонии, создал свой театр «Творческая инициатива». Но спустя годы меня снова позвали сюда.
Теперь здесь очень уютно, другая атмосфера, другой воздух. Театр стал много ездить. «Река Потудань», номинированная на «Золотую маску» - в Москву и Архангельск, «Каштанка» - в Могилёв.
Поиски себя
- Труппа сейчас очень молодая, из 28 человек стариков совсем немного.
- И все такие неожиданные, некоторые удивляют! В Сашку Овчаренко я вообще влюблен, он за полтора года столько сыграл! Камиль сейчас звезда, и в сериалах снимается, и своей студией руководит. Он организован, ответственен, бережет свое здоровье, занимается поиском себя в профессии, и это подкупает. Некоторые придут и сидят, ждут, что им чего-то надают. А Камиль всегда в поиске – если пауза, наполняет чем-то другим.
Даша Чураева, которая вам в «Ревизоре» понравилась, только один сезон отработала. Умничка. Разыгралась. Человек несомненно талантливый. Многих могу назвать, еще со времен Радуна - Макс Плеханов, Андрей Ярославцев, Катя Миронова, Наташа Петрова…
- Они так же опыт перенимают, как вы у Криворучко?
- Сейчас они сами все знают (так считают). Не люблю, когда мне советы дают, и себя контролирую: если не спрашивают - не вмешиваюсь, а они спрашивают все меньше, они больше слушают свою музыку. А студенты наши так уже все народные артисты.
- На зарплату теперь не жалуетесь? Арт-директор говорит, на хлеб с икрой теперь зарабатываете?
- Нет, я хочу пожаловаться! Псковские актеры получают в России самую маленькую зарплату.
- Как? Вам же платят не только за спектакль, но и за репетиции!
- Оклад у заслуженного артиста 9,5 тыс., стимулирующие зависят от количества спектаклей и репетиций. В декабре, например, я сыграл два спектакля, и ни одной репетиции не было. В январе - подобная ситуация. Это молодежь занята плотно, а мы, старики, и среднее поколение — меньше. Наш арт-директор сам молодой и думает, чем человек старше, тем меньше потребностей — ничего подобного! Вот и приходится крутиться, заниматься со студентами. Как нам Голышев сказал в 90-е годы: «Зарабатывайте где хотите!»
- Уходящий сезон был достаточно насыщенным, на мой взгляд. А чего вы пожелаете себе и коллегам в профессиональный праздник?
- Наша молодежь уезжает на гастроли в Могилев, а мы в СТД соберемся, чайку попьем, повспоминаем и пожелаем себе работы и хороших режиссеров. Если останется все на таком уровне и хотя бы немного повысится зарплата, театр будет развиваться!
Источник «АиФ-Псков»
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина