Жанна Зарецкая : Большинство эскизов получилось с колоссальным КПД!
27 июня 2019Жанна Зарецкая, театральный критик, журнал «Театр», Санкт – Петербург.
Когда по всей стране проводится такое огромное количество театральных лабораторий, как сейчас, приходится выбирать, куда поехать, а куда нет. Хочется ведь почерпнуть что-то интересное для себя, увидеть новое. Мне показалась эта тема – театр про писателей – достаточно провальной, потому что сейчас почти нет хороших пьес про писателей. И вообще, когда тема ограничивает возможности театра, это и тяжело, но в то же время и очень интересно, так как сразу начинается мощная работа по поиску новых творческих решений. Мне захотелось узнать, как театр и мой давний коллега, друг, арт-директор Андрей Пронин, предложивший эту тему, справятся с этим, и я приехала. И не пожалела об этом.
Во-первых, похвалю афишу лаборатории, в которой содержится много информации, разъясняющей, что же увидят зрители.
Во-вторых, из всех пяти представленных нам эскизов только один был неудачный, но и то, из него есть что вытянуть. Я имею в виду «Последнюю игру Пушкина». Эта история-перевертыш, в которой Пушкин в свои предсмертные дни оказывается не жертвой великосветского заговора, а наоборот, главным героем, «дергавшим всех за ниточки». И она, мягко скажем, не удалась. Но, как говорит герой в «Юноне и Авось»: «Авантюра не удалась, за попытку – спасибо!»
Остальные эскизы имеют колоссальный КПД. В них мы увидели и неожиданное решение текста, и игру великолепно раскрывшихся актеров. Да, хоть и имел место несколько лукавый ход режиссера эскиза «Невидимки», за который я поставила три балла и что меня несколько расстроило. Лукавый – потому что акцент был сделан на женские слезы, на то, что «жена художника – это большое горе». Все и увидели несчастных женщин писателя Солженицына, и только. А «невидимки» ушли куда-то на периферию. А ведь это очень важная тема, забытая ныне: кто на самом деле эти люди, которые в в послеоттепельные годы занимались хранением и переправкой самиздата, какая страшная цена ими за это заплачена. Но я знаю Константина Солдатова как умного, глубокого режиссера, думаю, он немного изменит акценты и вернет на первый план «невидимок». И еще получится, может быть, очень хороший спектакль, недаром он занял второе место.
В «Нави Волырк», эскизе о Крылове, все мы открыли для себя актера Сергея Попкова, его блистательную игру. Да, да, случилось открытие, а я люблю в театре удивляться. Да и сам спектакль молодого режиссера Елены Павловой получился целостным, в одной тональности. Как в хорошей, добротной музыкальной партитуре. Ну, а «Пленные духи» Айрата Абушахманова и «Свидетельские показания» Семена Серзина - это несомненные удачи лаборатории, которые вполне могут вырасти в полноценные спектакли.
Сеня Серзин порадовал, как четко и быстро в эскизе выбрал путь поиска прототипов свидетелей, тем самым сделав акцент на портрете общества, а не главного героя. Я до этого видела спектакль «Свидетельские показания» в другой интерпретации. Пусть эти образы прорастут, и получится такой полноценный портрет общества.
Порадовали и «Пленные духи» Айрата Абушахманова. Пока это спектакль сделан на ремесле режиссера, то есть на его наработанной технике. Вообще, башкирский театр, я вам скажу, это удивительное явление в нашей стране, в нем есть своя поэтика, своя связь корневая с национальной мифологией. Поэтому и спектакль получился таким легким, свободным, в нем много юмора, точных деталей, мастерски показан внутренний мир художников.
Но еще есть куда расти и есть куда углубляться. У Псковского театра большое будущее, грандиозные планы, так что впереди, я думаю, всех нас ждет еще много чего интересного.
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина