«Словом, идите в Псковский театр кукол, смотрите нового «Питера Пэна» - он того стоит»
12 ноября 2019Во-первых, с премьерой, с театральной премьерой. 26 октября Псковский театр кукол показал новый спектакль «Питер Пэн», и с нашими актерами поставили его люди не местные, а приглашенные режиссер и художник-постановщик. Режиссера зовут Алексей Смирнов, художницу-постановщицу - Елизавета Ольшвангер. Это, между прочим, довольно необычная ситуация для нашего Театра кукол. Который, кстати, очень хорош, и за который никогда не бывало стыдно, в отличие от множества других псковских театров. (О множестве псковских театров когда-то бытовала шутка, что во Пскове есть три театра: кукольный, некукольный и Зеленый).
В театре кукол режиссером у нас много лет работает уважаемый Сан Саныч Заболотный, большой мастер и талант. И вот сейчас он пригласил режиссера из другого города, и он тоже очень интересный.
Премьера, напомню, состоялась 26 октября, на ней я не был, но спектакль удалось мне посмотреть, поскольку я был на так называемом «прогоне» - это такая генеральная репетиция, сдача спектакля, его финальный просмотр и обсуждение накануне премьеры.
На обсуждение я не оставался, а посмотреть - посмотрел.
Тем это было приятнее, что мы с режиссером, Алексеем Смирновым довольно давно знакомы, он меня, собственно и приглашал.
И это человек в кукольном театральном мире довольно известный, много лет он работал в прекрасном театре «Кукольный формат», в 2003 году Анна Викторова в Петербурге его создала.
Так вот «Кукольный формат», в котором Алексей Смирнов начинал - это очень известный и хороший театр, Алексей в нем много лет проработал, два спектакля, в котором он играл, получили «Золотые маски», в том числе «Всадник CUPRUM», который был у нас на театральном фестивале.
Сейчас Алексей творит собственную режиссерскую карьеру, и довольно успешно: он тоже был номинирован на «Золотую маску», два его спектакля входили в лонг-лист этой высшей национальной премии; дважды он получал премию «Золотой софит» (правда, как актер) в номинации «Лучшая роль в театре кукол». И вообще он парень очень славный.
Спектакль, который он у нас сделал с нашими актерами, я чрезвычайно советую посмотреть. Это в некотором смысле новое слово для кукольного театрального дела в городе Пскове. Например, потому что это настоящий большой спектакль, он идет с антрактом, и, если пойдете с детьми, то в перерыве можно будет съесть какой-нибудь тортик - детям это нравится, говорят, некоторым взрослым - тоже.
Во-вторых, спектакль сделан в новой для наших актеров технике. Это техника очень непростая, так называемой черный кабинет. Используются тростевые куклы, но самих актеров не видно, потому что они работают в черных бархатных костюмах и в черных масках, поэтому на фоне черного задника они совершенно не видны. И надо сказать, что это само по себе очень тяжело физически.
Кроме того, куклы очень искусно сделаны и у них сложная механика, каждой куклой управляют два или три человека - это требует идеальной слаженности и совместной работы в общем ритме. В общем, я был очень впечатлен тем, как технически сделан этот спектакль, насколько он быстрый в развитии и какой он красивый. Свет, сценография, сами эти прекрасные куклы и костюмы (в прологе и эпилоге в спектакль введены живые актеры) которые сделали замечательные цеха нашего Театра кукол – все это очень мне понравилось.
В общем, хотя я уже давно уж не ребенок, но сидел и смотрел на это все с удовольствием. И, надо сказать, пойти на эту сказку стоит не только детям, но и взрослым. Вообще мне показалось, что идеальной целевой аудиторией этого спектакля были бы младшие дети и умные взрослые, потому что детям постарше, боюсь, какие-то вещи будут уже не понятны или еще не понятны. А вот если тебе 5-6-7 лет, или ты, наоборот, уже взрослый, но ты хороший родитель, и тебе с ребенком вместе интересно, но ты, в отличие от него, уже думал о том, что такое детство, жизнь, смерть – тогда такому взрослому будет очень интересно на этом спектакле.
Нет, не подумайте, что спектакль какой-то заумный или мрачный - он очень веселый, сделан в очень бодром ритме, а куклы замечательно интересные и смешные. Кстати, в фойе выставка эскизов этих кукол, которых, напомню, придумала совсем еще молодая театральная художница Елизавета Ольшвангер. И они, конечно, страшно веселые и шкодные - эти все пираты, мальчишки, индейцы, в общем, все эти герои Джеймса Барри.
Рассматривать их очень интересно и смешно, дети смеются, это такое увлекательное зрелище, классный веселый спектакль.
Ну а взрослому-то там есть о чем подумать. Потому что, вообще мне всегда казалось, что история про Питера Пэна очень грустная и даже страшная. Потому что это сказка про детей, которые нас покинули и не вернутся.
И вообще, кто он такой этот Питер Пэн? Есть мнение, что это демон, языческий бог со всеми добродетелями, такими как отвага, храбрость, благородство, справедливость – настоящими языческими добродетелями. Но вот только он бессердечный и забирает детей, о которых родители на минутку забыли. Или не на минутку. Или забыли, что дети – не куклы, в которые мы играем, придумывая им судьбы, которые хотели бы прожить сами. Они, дети - живые и им нужна любовь и свобода; а есть ли это у нас самих?
Словом, идите в Псковский театр кукол, смотрите нового «Питера Пэна» - он того стоит.
Источник Псковская Лента Новостей