Господин дирижер, вы слышите наши аплодисменты?
26 марта 2020Фото здесь и далее - https://www.rus-cons.com/
На пол-экрана - глаза. Внимательные, строгие, всматривающиеся не в зрителя, а в какую-то глубину, которой сам в себе не подозреваешь. Таймер отсчитывает последние секунды, наконец, картинка оживает, и из колонок доносится знакомый и особенно трогательный звук - настраиваемых оркестрантами инструментов. Псковские поклонники живой классической музыки наверняка соскучились по этому звуку: ожидание программных концертов Фестиваля русской музыки в нашем городе в этом году совершенно непредсказуемо затянулось.
Но искусство в очередной раз доказало, что оно «longa»: основатель Камерной капеллы «Русская консерватория», художественный руководитель и главный дирижёр Губернаторского симфонического оркестра Николай Хондзинский - его взгляд и стал определяющим в прямом и переносном смысле для данного концерта - подарил всем поклонникам классики онлайн-концерт. Лучшие музыканты Москвы исполнили Патетическую симфонию Петра Чайковского. И это был невероятный, самый что ни на есть ренессансный пир... во время домашней самоизоляции.
Чайковский звучал как никогда с этим своим «Черт знает, что такое! С одной стороны, чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой - непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или, еще лучше, новую песенку…» Так он писал в своем письме Александру Глазунову, пытаясь объяснить новый замысел, из которого и выросла 6-я симфония, бередящая душу.
Почитайте новостные ленты последней недели - не то ли самое настроение висит сейчас в воздухе? Вся эта гречка, сахар, маски, статистика... Чеховское «Замечательный день сегодня - то ли чай пойти выпить, то ли повеситься» из той же оперы («Дядя Ваня», кстати, откуда цитируется эта полная жизненного веселия фраза, создавался примерно в те же годы, что и «Русский Реквием», как часто называют последнюю симфонию Чайковского).
Пустые кресла Соборной палаты (лишь один зритель - видимо, кто-то из команды онлайн-трансляции), одинокие музыканты и дирижер. Никаких цветов, аплодисментов, винтажных дам в боа и мужчин в джинсах - только натянутый, как струна, воздух и камеры, наставленные на оркестр «тысячью биноклей на оси».
Опыт, чем-то напомнивший «Ревизор» Шерешевского: когда крупные планы выхватывают артистов, доселе воспринимаемых только как единый организм. Ты видишь, больше - чувствуешь, как вживаются музыканты в произведение - совсем как актеры, которые проникаются характером своих персонажей (кстати, буквально за час до начала трансляции в онлайн-театре «Мастерской» Григория Козлова можно было посмотреть поэтический вечер «Серебряный век. Любимое». Читали Есенина, Ахматову, Маяковского, Гумилева, Мандельштама).
Все эмоции предельно обнажены: вдохновение и упоение прекрасной темой первой части, грусть вперемешку с радостной безмятежностью второй, торжество и сила жизни третьей, скорбь четвертой - и вот музыка уже постепенно замирает, умирает, тает, как снег - заполняя и питая собой пустоту.
Благодаря непривычному видеоформату, постоянной смене кадра и прекрасному звуку, передающему все нюансы звучания оркестра, то затухающего на пианиссимо, то нарастающего крещендо, трансляция воспринималась как сюжетный фильм, динамичный, зрелищный, захватывающий все внимание (отвлечься разве что на кофе, причем здесь же, у монитора - чтобы не потерять повествовательную линию).
Сюжет прост и сложен одновременно. Как любая человеческая жизнь. «Первая часть - детство и смутные стремления к музыке, - писал о симфонии Чайковский в одном из писем. - Вторая – молодость и светская веселая жизнь. Третья - жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, - это De profundis, то есть – молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор».
Музыкантам «Русской консерватории» в полной мере удалось передать все перипетии этого сюжета - взлеты и падения, мечты и разочарования, надежды и сомнения. Браво! Брависсимо! Белиссимо! - взорвался чат трансляции на ютюб-канале (кстати, еще вчера на странице онлайн-видео можно было посмотреть запись выступления). «Серьезное произведение! Формат огонь!», - пишет слушатель с ником Kлиментий Волик, «Замечательно, прямо мёд для ушей», - соглашается с ним Квадрокоп (думал ли Чайковский на склоне XIX века, что спустя 130 лет его главную симфонию будут слушать виртуальные человеколетяги), «Спасибо Николаю Павловичу за внесение в нашу данность немного вот этого сладковатого апокалипсического привкуса», - добавляет перца Варвара Чуракова.
И под неумолкающий тихий гром восхищений, отодвигающихся от мониторов стульев и шорохи оттирания следов от пролитого на стол кофе: «Спасибо Соборной палате и Николаю Павловичу за потрясающую возможность приобщиться к этому культурному событию. Надеюсь, вы слышали наши аплодисменты!» (@Sofia Dunin-Barkovskaia).