Спектакль-сенсацию Андрия Жолдака «Тарас Бульба» представляет Пушкинский театральный фестиваль
22 мая 2020Организаторы фестиваля отыскали редкую запись легендарного спектакля 2000 года, поставленного на сцене театра - фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)
Полный сюрреалистических видений спектакль в 2000 году расколол критиков, зрителей и даже жюри фестиваля «Балтийский дом». Каким этот спектакль только не называли – даже (почему-то) антиукраинским.
Режиссер Андрий Жолдак успел за это время перебраться из Украины в Германию и превратиться в одного из ведущих театральных мастеров Европы. Настало время пересмотреть «Бульбу», которого сам режиссер называет для себя важным и переломным спектаклем. Жанр этого зрелища сегодня вполне понятен – драматическая инсталляция, однако в 2000 году подобная терминология у нас еще не была в ходу. Удивителен простой, лишенный театрального котурна способ актерского существования в этом спектакле, как и увлеченная спаянность актерского ансамбля. Отдельных комплиментов заслуживает музыка Романа Рязанцева.
Организаторам фестиваля чудом (спасибо известному театральному музыканту Владимиру Бычковскому) удалось обнаружить контрафактную запись «Тараса Бульбы», о которой не знали ни маэстро Жолдак, ни руководство «Балтийского дома». Это не очень качественное видео, скопированное с кассеты VHS, однако учитывая раритетный характер этой записи, мы посчитали возможным (и даже важным) ее обнародовать. Еще одна важная деталь: зрители смотрели спектакль в отверстия «бойниц», сидя в специальных деревянных ложах, стилизованных под средневековые оборонительные укрепления.
Строгий комиссар в кожанке дарит своим приехавшим сыновьям игрушечных пингвинов. Панночка-соблазнительница щеголяет в красных черевичках. Молодой самурай оплакивает своего погибшего брата. Чеховские сестры приплывают на пароходе в СССР, чтобы стать затурканными колхозницами. Колхозницы подсмеиваются над своим контуженным бригадиром. Военком осматривает новобранцев. Ахиллес силится догнать черепаху и пристукнуть ее ведром. Сельчане соревнуются в лазании по столбу: приз – огромное яйцо. Жестокое прошлое пробивает дорогу вульгарному настоящему. И только птицам нипочем человеческие страсти – щебечут синицы, работают дятлы, курлычат журавли.
Приз дирекции фестиваля «Балтийский дом» – актерскому составу спектакля, приз Санкт-Петербургского отделения СТД – композитору спектакля Роману Рязанцеву (2000).
«Этот спектакль поменял всю мою жизнь. До „Бульбы“ я был очень примитивным режиссером, служил тому постановочному театру, которого много и в России, и в Восточной Европе. Мои спектакли имели кассовый успех, но не слишком окрыляли. И вот меня приглашают на „Балтийский дом“ и дают 40 дней на постановку. Что-то открылось во мне — не знаю, Петербург ли вмешался, белые ночи, но точно что-то нематериальное. Это как человек в экстремальной ситуации вдруг запрыгивает на дерево, на которое в нормальном состоянии никогда бы не смог залезть». (Андрий Жолдак, режиссер спектакля)
«На веселящихся парубков молча смотрел немолодой лысый мужчина в кожаном пальто — Тарас. За весь спектакль он, кажется, не произнес ни одного слова, сразу обнаружив равнодушие режиссера не к тексту Гоголя, упаси боже, — такого гоголевского, с его странностью и изобилием деталей, со смехом, который застревает в горле, спектакля я еще не видела, — но к тексту как таковому. Сейчас этим уже никого не удивишь, а тогда воспринималось как хулиганство». (Нина Агишева, журнал «ТЕАТР»)
«Жолдак строит спектакль на повторах, на завораживающем движении по кругу, на эффектнейших статичных картинках, напоминающих о Параджанове (вроде сцены приезда сыновей, где Тарас с женой – все в белом – сидят на белом полотне, по которому разбросаны красные яблоки; сыновья – тоже в белом – бесконечно долго идут к родителям). Он насыщает спектакль сакральными символами (и даже трогательно объясняет их в программке. Скажем, „рыба - символ крещения, упования на бога“, „топор - символ духовного проникновения“ и т. д.)». (Дина Годер, «Итоги»)
Режиссерский комментарий к спектаклю
«Из «conte originaire» (изначальной сказки) вырастает ряд «contes fantastiques» (фантастических сказок), и первоначальная сказка-источник зарастает так, что, пожалуй, ее невозможно найти. Во все стороны разбегаются новые значения, открываются новые неожиданные пути, как бы предлагаемые тому, кто странствует, не имея точного маршрута».
Джефри Хартман, «Спасение текста», 1981
Значения:
Столб – 1. Средство, которое служит для связи земли с небом.
2. Знак, стоящий в центре мира.
3. Место, на котором был распят Иисус Христос.
Рыба – 1. Символ крещения, упования на Бога.
2. Символ богатства, жизни и плодородия.
3. Символ удачного начала.
4. Образ бессловесной жертвы.
Запорожская Сечь как середина мира –
1. Речь идет о земном рае, как об источнике всякой жизни, как о месте, где был создан Адам, о некоем защитном круге, убежище.
2. Место, где всё измерено и обусловлено законами и древней традицией.
Топор – 1. Знак божественности и верховной власти.
2. Символ духовного проникновения.
3. Орудие разделения, разрушения и ярости.
4. Ассоциируется с молнией, водой и плодородием.
Вода – 1. Источник и символ жизни.
2. Самый плодородный из элементов, основа творения.
3. Суть пассивного, женского начала.
4. Средство ритуального очищения.
Огонь – 1. Энергетическая основа сущностной силы Творца.
2. Тройственен: порождает, очищает и разрушает.
3. Мужской символ.
Белый цвет – 1. Символ света.
2. Означает чистоту, добродетель и целомудрие.
3. Ассоциируется с мертвенной бледностью покойника
и светом Луны.
Черный цвет – 1. Символ греха, небытия, всего несуществующего, ассоциируется с ночью, злом, невежеством, со всем ложным.
2. Содержит в себе идею воскрешения.
3. Связан с комплексом одиночества и потребностью в
независимости.
Молоко – 1. Связано с бессмертием и знанием.
2. Символ просветления, озарения, жизни.
3. Кровь женщин превращается в молоко.
Зеркало – 1. Изгоняет зло.
2. Символ пространства, в котором отражается образ.
3. Является атрибутом магии.
4. Символизирует божественное совершенство и отражает
божественное слово.
- Режиссер – Андрий Жолдак
- Сценарий – Валерий Мамонтов, Андрий Жолдак
- Сценография и костюмы – Сашко Белозуб
- Композитор – Роман Рязанцев
- Режиссер по пластике – Светлана Шкробова
Действующие лица и исполнители (почетные звания актеров указаны такими, какими они были в 2000 году, в день премьеры спектакля):
Тарас Бульба – заслуженный артист РФ Вадим Лобанов
- Остап Бульба – Константин Анисимов
- Андрей Бульба – Тихон Оськин
- Жена Тараса Бульбы – Зинаида Афанасенко
- Девочка-прислуга – Марианна Мокшина
- Девочка с флейтой – Светлана Обидина
- Казаки:
- Кирдяга – Александр Сластин
- Сотник Зозуля-Закусисало – Олег Куликович
- Сашко Сиромаха, служка Тараса Бульбы – Наталья Парашкина
- Кондрат Шпикачка – Артур Рябухин
- Максим Дурибаба – Роман Рязанцев
- Павло Шкварка – заслуженный артист РФ Юрий Затравкин
- Панас Гуска – Валентин Корнезо
- Охрим Гуска – Виталий Крылов
- Автандил Михайлович Думша-Забайкальский – Кирилл Семин
- Мишка Чмых – Александр Маскалин
- Соседки:
- Зинка – Светлана Обидина
- Катька – Кира Данилова
- Маруська – Мария Мещерякова
- Хвидоська – Александра Отморская
- Пани Кирдяга – Людмила Елисеева
- Женщина с молоком – Мария Мещерякова
Женщины в белом – заслуженная артистка РФ Клавдия Белова, артистки Зинаида Афанасенко, Кира Данилова, Людмила Елисеева, Мария Мещерякова, Марианна Мокшина, Светлана Обидина, Александра Отморская, Наталья Парашкина
Бригадир женской бригады – заслуженный артист РФ Юрий Затравкин
Мужчины в черном – заслуженный артист РФ Юрий Затравкин, Олег Куликович, Александр Маскалин, Артур Рябухин, Кирилл Семин, Александр Сластин
Современные персонажи – Константин Анисимов, Кира Данилова, Мария Мещерякова, Светлана Обидина, Тихон Оськин, Наталья Парашкина, Роман Рязанцев, Кирилл Семин, Александр Сластин.
Премьера – 15 сентября 2000 года
Продолжительность – 2 часа 15 минут
Для зрителей 18+
Совместный показ с сайтом журнала «ТЕАТР» (http://oteatre.info/) смотрите в субботу, 23 мая, в 19.00 и в воскресенье, 24 мая, в 13.00.
Приносим извинения за плохое качество изображения!
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина