Самый веселый спектакль Пушкинского фестиваля - «Повести Белкина» Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина

04 июня 2020

Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина предоставил для показа на Пушкинском театральном фестивале сценическую версию режиссера Тимура Насирова «Повестей Белкина».

«Повести Белкина» – сборник остросюжетных, коротких историй, разнообразных по жанрам и эмоциональной окраске – первое завершенное прозаическое произведение Пушкина. Повести написаны в 1830 году в период «Болдинской осени» (к слову, каждая из них была создана буквально за один-два дня). Как уведомлял сам Пушкин, пять историй, собранных под общим названием «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка») были записаны неким Иваном Петровичем Белкиным со слов разных особ.
«“Повести Белкина” являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов… Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые – эти герои живут в своем мире, но они прочно вошли в нашу жизнь…», – в таком ключе обычно пишутся школьные сочинения «на заданную тему», полные клише и патетики.

Между тем, «Повести Белкина» – самая настоящая мистификация, создавая которую, гений Пушкина оттачивал свое мастерство. И забавлялся, виртуозно «играя» с языком изложения и с разными стилями. Не случайно Баратынский «ржет и бьется», ознакомившись с этим произведением, найдя в нем и иронию, и пародию, и откровенный анекдот. В «Метели» – пародию на дамский, слезливый, сентиментальный роман (ведь дамы любят всё таинственное, местами лишенное логики, но зато со счастливым финалом). В «Выстреле» – иронию по поводу романтических литературных штампов того времени. В «Барышне-крестьянке» явственные параллели с классическим водевилем. В «Гробовщике» – идеально рассказанный анекдот. Единственная повесть, стоящая особняком в этом сборнике – «Станционный смотритель» (предвестник чеховского образа «маленького человека»).


«Возвращение блудного сына – наоборот», – так «Станционного смотрителя» характеризует режиссер спектакля Тимур Насиров.

«Мы попытались вытащить всю несерьезность, которую Пушкин вложил в этот сборник. И изменить привычное, школьное, хрестоматийное отношение к “Повестям Белкина”, вернув им хулиганство, которое изначально в них и заложено. Мне бы хотелось, чтобы зрители с легкостью (как Баратынский) восприняли наш спектакль, потому что текст — это сделать позволяет. По большому счету, он для того и написан», – признается Тимур Насиров.

Спектакль – обладатель специального диплома «Приз зрительских симпатий» ХIII межрегионального театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова в Тамбове (2019). Михаил Никитин – лауреат премии «За поддержку гражданственности и духовности» имени Архиепископа Луки ХIII межрегионального театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова в Тамбове за исполнение роли Самсона Вырина.

«“Если бы” – это что-то возможное, но необязательное. Это то, что может случиться, а может и нет. Как судьба распорядится. Известно ведь, судьба играет человеком. А он судьбою – никогда. Вот и в спектакле Тимура Насирова изумление перед прихотливыми решениями фортуны, доверие к случайности явно присутствуют. И благодаря этому несерьезная театральная игра кажется единственно верной дорогой к пушкинским текстам». (Татьяна Тихоновец, «Петербургский театральный журнал»)

 

 

Действующие лица и исполнители:

 

 

Премьера – 2 марта 2018 года

Продолжительность – 2 часа 30 минут

Для зрителей 16+

 

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!