Сделать театр третьим местом для человека – интервью с Юрием Печенежским
30 октября 2020В эту субботу на сцене Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина «Пиковая дама». В 50-й раз мы представим зрителю эту волнующую историю об изменчивости фортуны и пожирающем азарте. Премьера спектакля состоялась в 2017 году, и он до сих пор проходит с аншлагом. Мы поговорили с режиссером спектакля «Пиковая дама», художественным руководителем Великолукского драматического театра Юрием Печенежским о Пушкине, который поднимает над землей, о планах сделать ВДТ третьим местом для человека и о прогулках по пушкинским местам.
– Юрий Игоревич, вы сделали несколько спектаклей по произведениям Пушкина. Что вас привлекает в этом авторе? Разделяете ли вы мнение, будто его произведения несценичны?
– Так как я поставил три спектакля по произведениям Пушкина, конечно, я это мнение не разделяю. Наоборот, считаю, что это очень сценичный автор, и я мечтаю сделать что-нибудь еще по его произведениям. В его текстах заложена трогательность и искренность, меня привлекает его возвышенность, философичность, он не ведет разговоров о приземленных, бытовых проблемах, в которые не хочется окунаться. Пушкин вообще поднимает над землей.
– «Пиковая дама» в Псковском театре драмы – ваш режиссерский дебют. Как вы сейчас, имея успешный опыт в режиссуре, смотрите на этот спектакль?
– Этот спектакль получился таким, каким я сам был тогда: искренний, в чем-то наивный и достаточно простой. Таких спектаклей я больше никогда не делал. И иногда я даже скучаю по таким работам. Это был режиссерский дебют, и он для меня не предполагал чего-то замысловатого и усложненного. Я находился в поисках своего художественного языка, меня носило из стороны в сторону, и тогда этот спектакль явился отправной точкой, в которую, может быть, потом я обратно и вернусь.
Сцена из спектакля Юрия Печенежского в Псковском театре драмы "Пиковая дама"
– Как вам работалось с артистами Псковской драмы?
– Это была самая счастливая моя постановка, самая беззаботная и дружественная. Тогда я понял, что, какая команда, какие отношения между участниками процесса, какая атмосфера во время работы, такой будет и спектакль. Это половина результата. Когда создавалась «Пиковая дама», всем было весело, всем было просто хорошо друг с другом. Мы приходили, разговаривали, пили чай и так рождался спектакль.
– Расскажите о сотрудничестве с нашими ветеранами – Миррой Александровной Горской и Владимиром Степановичем Свекольниковым.
– С Миррой Александровной у меня очень тёплые отношения, я сразу влюбился в эту актрису. Я относился к ней как к чему-то очень высокому и недостижимому. С другой стороны, я понимал, что могу ее трогать за руку, говорить с ней, и это было удивительно. Всегда мне с ней рядом было очень хорошо и тепло. И во время работы над спектаклем, и после, когда я приезжал в Псков.
С Владимиром Свекольниковым мне удалось достичь хороших рабочих отношений. Мне кажется, я смог его увлечь. Я понимаю, что если бы я его не увлек, то роль у него не получилась бы, а его Чекалинский хорош.
– Лев Орешкин, играющий Германна, с вашей помощью вводился в чужую роль, в уже наигранный спектакль. Как вам кажется, насколько он справился, довольны ли вы итоговым результатом?
– Он очень талантливый артист, и я доволен результатом. Конечно, ввод артиста на главную роль, артиста, который не уходит со сцены, происходил очень сумбурно и быстро, и я прошу за это прощения у Льва. Но актер настолько талантливый, он так быстро все схватил, что иногда мне ничего и не приходилось объяснять ему.
Сцена из спектакля Юрия Печенежского в Псковском театре драмы "Пиковая дама"
– «Пиковая дама» уже три года идет с большим успехом на малой сцене. Возможно ли в отправной точке предсказать долгую сценическую жизнь спектакля?
– По теперешнему своему опыту я могу сказать, что если я не задумываюсь о том, будет ли это хороший спектакль, для чего он – для фестиваля или просто зрительская работа – то получается что-то интересное. А если я начинаю задумываться над тем, на что это похоже, для чего это делается, то есть вгонять себя в какие-то рамки, иногда получается однобоко. Тогда я не старался делать спектакль, который поедет на какие-то фестивали или номинируется на «Золотую маску», может быть, я поставил себе задачу сделать работу, которую просто полюбит зритель.
– В вашем спектакле декорации минималистичны, но обращают на себя внимание воздушные полотна. Как возникла идея применить их в спектакле?
– Площадка малой сцены настолько небольшая, что нагромождать декорации там не нужно, более того, в спектакле вся сцена, весь зрительный зал является декорацией. Здесь все очень близко, зритель будто присутствует в этом доме, он невольно погружён в действие. Когда артисты бегают и трутся коленками о зрителя, когда они перебегают через зал, возникает очень тесный контакт.
Изначально у меня появилась идея, что в спектакле кто-то на чем-то будет качаться. Виделся какой-то размах, полет. И оказалось, что в театре есть гимнастические полотна (они раньше участвовали в другом спектакле). И они прекрасно подошли. В этих полетах, в этих качаниях туда-сюда есть что-то пушкинское. Полотна – это маленькая деталь, которая как-то приподнимает, отрывает земли.
Фото Великолукского драматического театра
– В этом году вы возглавили соседский Великолукский драматический театр. Какие у театра планы на этот непростой сезон?
– Осенью наша задача – выпустить все спектакли, которые планировались и весной, и осенью. Первая часть уже выполнена. У нас состоялись премьеры спектакля Максима Ларина «Саня, Ваня, с ними Римас», сказки Евгения Шварца «Снежная королева» (режиссер Екатерина Гороховская), ромкома Анны Потаповой «С любовью не шутят» по пьесе Педро Кальдерона, «Деревья умирают стоя» Павла Сергеева. Сейчас Иван Комаров выпускает спектакль «Бог ездит на велосипеде», поставленный по подростковой пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной. В ноябре у нас премьера спектакля «Ромео и Джульетта». Уже на следующий год в планах поставить «Преступление и наказание».
На 21 год мне удалось договориться с такими режиссерами, как Никита Бетехтин, Дмитрий Егоров, Вера Попова, Юрий Квятковский. На 22 год еще нет расписания, но есть договоренности с несколькими режиссерами, осталось решить по срокам. Материал разнообразный: будут и классические вещи, и современные. Дмитрий Егоров должен приехать и посмотреть труппу, тогда мы окончательно утвердим материал. С Никитой Бетехтиным мы договорились, что он будет делать «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло.
– А ваши постановки еще увидит великолукский зритель?
– Да, конечно. У меня в планах есть работа здесь. Постановка состоится уже в этом сезоне.
– В афише театра регулярно появляются читки пьес. Пользуется ли популярностью у зрителей такой формат?
– Да, мы проводим читки современной драматургии два раза в месяц, и у нас уже есть завсегдатаи. Некоторым людям оказалось интереснее слушать текст и проигрывать его в своем воображении, чем смотреть спектакль. В Великих Луках есть такие зрители, и для меня это открытие. Мы общаемся с ними на обсуждениях и решаем, нужна ли эта пьеса городу. Высказываются разные мнения, в основном, пьесы принимаются.
– А что за зритель в Великих Луках? У вас уже сложилось какое-то представление?
– За последние три года зритель здесь очень изменился, стало приходить больше молодежи. По отзывам, сама атмосфера в театре стала более современная, интересная и разнообразная. До момента назначения художественным руководителем я поставил здесь четыре спектакля, и я видел, как за это время меняется зритель, как меняется сам театр. Когда я приехал сюда в первый раз, по моему – подчеркну – субъективному мнению, театр находился в стагнации. Сейчас у меня ощущение, что театр на подъеме. А добиться такого подъема очень сложно. Я понял, что художественное руководство – это абсолютно нетворческая работа. С одной стороны, это меня удручает, я дико устаю, а с другой стороны, захватывает. Теперь я пытаюсь настроить какую-то более-менее внятную систему работы.
Сцена из спектакля Юрия Печенежского в ВДТ "Базаров". Фото Великолукского драматического театра
– Вы заговорили о некоторой программе развития театра. Что это за концепция?
– У меня есть идея сделать театр третьим местом для человека. Первое место – это дом, второе – работа, третье – театр. То есть это должен быть такой культурный центр, о котором постоянно задумываешься: «А не зайти ли мне сегодня в театр?» Потому что там всегда происходит что-то интересное.
И это работа не одного года, у меня разработан план, который мы обсуждали еще до моего назначения с городским комитетом по культуре, и мне хочется его реализовать. Сейчас я понимаю, что это будет еще сложнее, чем я думал, необходимо будет приложить титанические усилия, чтобы реализовать хоть часть плана, но я буду стремиться к этому.
– Как сделать театр третьим местом в городе после дома и работы? Дело в репертуаре?
– Конечно же, репертуар – это основа театральной деятельности. Если все вокруг репертуара будет сделано красиво и интересно, а сам репертуар будет неинтересным и однобоким, каким он был три с половиной года назад, то театр никуда не сдвинется. Я нацелен приглашать много режиссеров, которые будут делать разностилевые спектакли, которые будут интересны разным категориям зрителей: и традиционные постановки, и современные, и предназначенные для фестивалей, и просто зрительские спектакли. Для меня очень важно разнообразие репертуара.
– И уже заметны успехи. Спектакли ВДТ появились в лонг-листе Национальной театральной премии «Золотая маска».
– Да, два спектакля театра одновременно впервые вошли в лонг-лист «Золотой маски». Понятно, что мы этим гордимся. Это успех для города. Мы появились на театральной карте России, и в культурной среде знают, что у нас происходит что-то нескучное. Конечно, мы планируем гастроли, мы планируем участвовать в фестивалях и подаем заявки на все возможные фестивали. На каждую премьеру я планирую приглашать критиков для разговора с труппой и для упоминания в прессе.
– Вы говорите, что ваша нынешняя работа требует титанических усилий и отнимает все ваше время. Как вы отдыхаете?
– Я запрещаю себе работать. Еду куда-нибудь в Пушгоры и ничего не делаю, просто хожу. Гуляю по Великим Лукам, по Москве, просто отдыхаю вне пространства театра.
– Пушкинские горы – одно из ваших любимых мест в Псковской области?
– Я готов туда ездить постоянно. Когда я гуляю там, мне очень хорошо. Это просто то место, где мне хорошо. Может быть, это связано с каким-то моим особым отношением к Пушкину. Он тут ходил, и я тут хожу. И мне так же хорошо, как и ему.
Беседовала Елизавета Славятинская.
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина