Государственная академическая симфоническая капелла России исполнила на псковской сцене шедевры Н.А. Римского-Корсакова

21 марта 2024

В пятый день Фестиваля русской музыки имени М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова на сцене Псковской областной филармонии выступила Государственная академическая симфоническая капелла России (Москва) под управлением Народного артиста России, лауреата государственных премий Валерия Полянского.

В программе вечера были четыре выдающихся оркестровых произведения Н.А. Римского-Корсакова, в том числе сюита «Шехерезада» – всеми любимый и признанный шедевр мировой музыки.

Концерт начался с увертюры «Светлый праздник», которую Николай Андреевич Римский-Корсаков посвятил памяти своих друзей и соратников по «Могучей кучке» – Модеста Петровича Мусоргского и Александра Порфирьевича Бородина.

В этом произведении псковичи, конечно же, услышали, как великий композитор признаётся в любви к русской природе и народной культуре, живописуя нотами такие узнаваемые и дорогие сердцу каждого жителя Псковской области картины. Это и щебетание птиц поутру, когда всё живое ещё только просыпается, радуясь восходящему солнцу, и гром среди ясного неба, и бурные порывы ветра, и умиротворение, как в картине «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Слушатели словно бы перенеслись в Плюсский район, в усадьбы Любенск и Вечаша, – туда, где гений русской музыки черпал вдохновение на лоне красивейшей псковской природы.

В этой воскресной концертной увертюре, в которой Н.А. Римский-Корсаков описывает Светлый праздник Пасхи, глубинная, заповедная языческая народная культура сначала как будто спорит с христианской, вступая с ней в противоречие, но постепенно они сливаются воедино, празднуя божественный закон неминуемого обновления.

После этого со сцены Псковской филармонии прозвучала кантата «Свитезянка», которая считается одним из сложнейших произведений Н.А. Римского-Корсакова не только из-за обилия триолей, но и потому что в нём задействованы одновременно оркестр, хор и солисты (тенор и сопрано), которые исполняют свои партии то вместе, то попеременно. Поэтому псковским любителям классической музыки представилась редчайшая возможность послушать «Свитезянку» в виртуозном исполнении прославленного в России и за рубежом коллектива, наслаждаясь и прекрасной музыкой, и великолепными голосами. Неудивительно, что после этого номера программы в зале раздались крики «браво», а псковская публика продолжительными аплодисментами дважды вызывала солистов на поклоны.

Сюита из оперы-легенды «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – ещё одно произведение, подтверждающее прозвище Н.А. Римского-Корсакова – «сказочник». В мастерском исполнении Государственной академической симфонической капеллы это не только ещё один гимн русской культуре, но и подтверждение того факта, что Н.А. Римский-Корсаков обладал поистине «цветным» слухом, создавая звуковые картины необычайной яркости.   

Кульминацией вечера стало исполнение симфоническим оркестром Государственной академической капеллы России знаменитой «Шехерезады». Художественный руководитель оркестра Валерий Полянский, перекрестясь за кулисами, вышел на сцену под аплодисменты псковичей и началась настоящая восточная сказка.

Зал Псковской областной филармонии затаил дыхание, когда первая скрипка под аккомпанемент арфы, а потом флейты, фагот и гобой начали выводить знаменитую главную тему этой гениальной сюиты, как причудливую арабскую вязь. В нарисованных Н.А. Римским-Корсаковым картинах бушующего моря оркестр Академической симфонической капеллы России продемонстрировал всю свою мощь и страсть. Так что к окончанию представления смычки у виолончелистов из первого ряда стали похожи на плётки-семихвостки из-за того, что часть натянутых на них конских волос оказалась порвана.

Публика готовилась было разразиться аплодисментами уже после первой части этой сюиты, но дирижёр сделал предупредительный жест – и слушатели в зале прервали хлопки, повинуясь воле Валерия Полянского так же, как ему повиновался оркестр. Поэтому когда музыка умолкла, зал ещё несколько секунд хранил боязливое молчание и захлопал в ладоши только после того, как музыканты начали улыбаться, явно возбуждённые и обрадованные своим выступлением не меньше, чем те, кто пришёл их послушать.

Стоячие овации после концерта продолжались несколько минут.

«Сегодня мы погрузились в волшебный мир музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова. Перед нами выступил настолько потрясающий коллектив, что сидящие в зале как будто слились воедино с оркестром. Это была такая мощь, что сцена Псковской филармонии показалась мне слишком маленькой для настолько грандиозного представления. Заметьте, что солисты пели без микрофонов, оркестр привёз с собой арфу, которой нет в псковском симфоническом оркестре, а её чарующие звуки во время исполнения сюиты «Шехерезада» – это просто ах! Оркестранты играли с таким наслаждением, что наблюдать за ними было отдельное удовольствие. Например, альтист рядом с дирижёром продемонстрировал столько эмоций, когда играл, что я не только заслушалась, но и засмотрелась!» - поделилась своими впечатлениями дипломированный псковский дирижёр-хоровик, «большой друг Псковской филармонии», как она сама представилась, Татьяна Васильева. И добавила: «Жаль только, что в зале во время концерта всё равно звучали телефоны (ну когда уже псковские любители музыки научатся отключать их перед началом представления!), а кто-то рядом со мной ещё к тому же хрустел фантиками от конфет. Некоторые просто не понимают, какая им представилась редчайшая возможность! Насколько такой концерт с участием корифеев российской музыки событие для нашего маленького города! В таких исключительных случаях надо преисполниться благоговения и внимать, затаив дыхание».

Фестиваль русской музыки проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

Елена Немирова


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!