«Тебе поём»: испанские страсти и высшая математика Фестиваля русской музыки в Пскове
22 марта 2024В Псковской областной филармонии в рамках юбилейного Фестиваля русской музыки имени М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова состоялся концерт «Тебе поём» (духовная музыка России) в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России (Москва) под управлением Народного артиста России, лауреата государственных премий Валерия Полянского.
Этот концерт начался с робкого обращения ко Всевышнему, в своей кульминационной части разжёг такие испанские страсти, что дирижёр начал притоптывать от неистовства и с колосников посыпались залежавшиеся там на осветительных приборах блёстки, а завершился «высшей математикой», как это назвали профессиональные псковские музыканты.
Сам подбор музыкальных произведений для этого дня фестиваля заставил псковичей осознать, насколько не просто виртуозные, а глубоко чувствующие и широко мыслящие артисты приехали к нам на гастроли. Ведь в их понятие «духовной музыки» входят не только церковные песнопения, но и произведения, казалось бы, светские, но в то же время выражающие бесконечный восторг человека перед загадкой бытия.
Например, «Осень» Виктора Калинникова на стихи Пушкина. В мастерском исполнении Государственной академической симфонической капеллы России слушатели во всей полноте осознали, насколько всем известные поэтические строки наполнены не только созерцательным любованием, но и трепетом, который охватывает человека, когда он задумывается о вечности. С первых секунд становится понятно, что это разговор не об осени, а о неизменных законах бытия, как вдруг… вы явственно слышите, что хор непостижимым образом имитирует топот копыт охотничьих лошадей, когда болдинский сосед Пушкина «поспешает в отъезжие поля с охотою своей»!
«Романсеро о любви и смерти» Николая Сидельникова на стихи Федерико Гарсиа Лорки – ещё один шедевр русского хорового искусства XX века, который псковичам посчастливилось послушать в исполнении знаменитых московских виртуозов. На контрасте с классической духовной музыкой Дмитрия Бортнянского (концерт начался с его ласкающего ухо нежнейшего «Услыши, Боже, глас мой») это прозвучало как выстрел. Ведь если у Бортнянского человек смиренно отдаёт свою душу Господу, уповая на милость Божью, то у Сидельникова он переживает бурю чувств и потрясён тем, что ему дано настолько остро испытывать любовь и боль.
Во время исполнения этого хорового произведения и сам Валерия Полянский до такой степени разгорячился, что не только эмоционально жестикулировал, но и притопывал, как настоящий пылкий испанец.
Интересно и то, что Валерий Полянский включил в этот концерт сразу две литургии Святого Иоанна Златоуста – Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, позволяя слушателям прочувствовать, как два таких разных композитора решали проблему осовременивания древних церковных напевов.
Во второй части концерта, как сказал потом известный псковский музыкант, философ, писатель, поэт, переводчик, публицист и общественный деятель Алексей Жихаревич, началась «высшая математика». Ведь псковичи услышали «Покаянные стихи» Альфреда Шнитке – древнерусскую духовную лирику в осмыслении выдающегося композитора XX века, который одним из первых начал использовать метод полистилистики и произведения которого, действительно, похожи на ребусы для знатоков музыки.
По словам Алексея Жихаревича, исполняя «Стихи покаянные» Шнитке, Государственная академическая симфоническая капелла России продемонстрировала поистине высший пилотаж. Не зря же программа этого дня фестиваля завершилась произведением, которое Альфред Шнитке посвятил самому Валерия Полянскому и его хору. Это концерт на стихи армянского поэта X века Григора Нарекаци, который Шнитке, как и «Покаянные стихи», создавал к празднованию Тысячелетия Крещения Руси.
…Само выступление на псковской сцене Государственной академической симфонической капеллы России завершилось в этот день Фестиваля русской музыки не по программе. Ведь псковская публика ещё долго не отпускала московских музыкантов со сцены и в благодарность за тёплый приём Валерий Полянский от себя лично объявил не заявленную в анонсе «четвёртую часть концерта» – на бис.
Фестиваль русской музыки проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
Елена Немирова