Картинки и грандиозные живописные полотна: оркестр Мариинского театра сыграл на псковской сцене лучшие произведения Мусоргского
23 апреля 2024
В Большом концертном зале Псковской областной филармонии в рамках 50-го Фестиваля русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова и фестиваля «Гений места» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Народного артиста России Валерия Гергиева.
В программу этого выступления вошли три самые любимые публикой произведения Модеста Петровича Мусоргского, 185-летие которого мы отмечаем в этом году: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», симфоническая картина «Ночь на лысой горе» и цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля.
Когда музыканты начали заходить в концертный зал, публика встретила оркестр Мариинского театра не просто аплодисментами, а бурными овациями, уже заранее воздавая должное непревзойдённым профессионалам из Северной столицы.
Наблюдать за тем, как Валерий Гергиев дирижирует, было отдельным удовольствием. Когда маэстро раскинул руки и его ладони затрепетали, невозможно было избавиться от иллюзии, что их связывают с оркестрантами невидимые нити, по которым великий дирижёр посылает музыкантам тонкие вибрации.
Музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра демонстрировали какое-то особенное приятное возбуждение. В некоторые моменты они улыбались друг другу или одобрительно качали головой, явно восторгаясь слаженностью оркестра и наслаждаясь усиливающейся от этого синергией.
Фестиваль Мариинского театра «Гений места» открылся 22 марта на родине Николая Андреевича Римского-Корсакова – в Тихвине. Псков стал вторым городом, который посетили оркестранты из старейшего музыкального театра России, чтобы воздать должное земле, откуда родом ещё один величайший русский композитор – Модест Петрович Мусоргский. Поэтому с первых чарующих звуков увертюры к опере Мусоргского «Хованщина» псковичи прочувствовали свою сопричастность этому гениальному произведению, которое как никакое другое выражает наш национальный характер и загадочную душу. А также несёт всему миру свет, зародившийся не где-нибудь, а на псковской земле.
В то время, как музыканты из Санкт-Петербурга виртуозно рисовали звуками эпическую картину утренней зари, которая начинается с узкой полоски света на горизонте, а потом разливается по небу, как пожар в степи, псковичи, конечно же, размышляли о том, где композитор наслушался этих утренних петухов, откуда он на самом деле привнёс в мировую оперу эти до боли знакомые народные напевы. Разумеется, всем этим Мусорсгский напитался на своей малой родине – в Псковской губернии, где он провёл лучшие годы своей жизни. И это стократ увеличивало мощнейшее впечатление от музыкального произведения, которое давно уже снискало всемирную славу.
Но всего ярче гений Мусоргского проявился в цикле «Картинки с выставки», поскольку оно раскрывает нашего прославленного земляка как настоящего музыкального Илью Репина. И одновременно это спектакль без слов, созданный по всем законам драматического искусства, – увлекательный и полный неожиданных сюжетных поворотов.
Несомненно и то, что для любого оркестра это произведение Модеста Петровича Мусорского – наилучший способ продемонстрировать своё мастерство. Что и подтвердилось на концерте Симфонического оркестра Мариинского театра в Псковской областной филармонии.
Валерий Гергиев во время исполнения этого произведения тоже казался живописцем, как будто у него в руке была не дирижёрская палочка, а кисть, с помощью которой он то создавал тончайшее сфумато, едва касаясь невидимого холста, то нагромождал яркие цветовые пятна и резкие линии, как на картинах Кандинского.
Ещё не угасли последние аккорды «Картинок», как зал Псковской областной филармонии взорвался криками «браво!», а слушатели один за другим начали подниматься со своих мест, чтобы поаплодировать музыкантам стоя.
Гостей из Санкт-Петербурга не пришлось долго уговаривать выступить на бис. В довесок к великолепному концерту Мусоргского они исполнили колыбельную и финал сюиты из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
На контрасте с драматичными «Картинками с выставки» колыбельная Стравинского сперва как будто начала обволакивать слушателей колдовским очарованием струнных инструментов, но мало-помалу псковичи начали догадываться, зачем Валерий Гергиев включил в концерт, посвящённый Мусоргскому, это произведение. Маэстро явно хотел продемонстрировать нам преемственность русской школы классической музыки. Поскольку Стравинский, так же, как и его великие предшественники, включал в свои произведения русские народные напевы, и так же, как они, умел широкими мазками создавать грандиозные симфонические картины.
Во второй раз музыкантам Мариинского театра кричали «браво» даже из-за кулис Большого концертного зала Псковской областной филармонии. А самые внимательные ещё к тому же успели заметить, что Валерий Гергиев дирижировал оркестром во время исполнения музыки Стравинского по памяти, поскольку партитура на его пюпитре уже была завалена букетами.
Фестиваль русской музыки проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.