Дирижер уникального Российского рогового оркестра: У нас свой путь
22 марта 2016Известный во всем мире Российский государственный роговой оркестр, возрождающий утраченный жанр русской роговой музыки, 7 апреля вновь выступит на псковской сцене, в БКЗ Псковской областной филармонии. Об уникальности коллектива, предстоящем концерте и сложностях импровизации Псковской Ленте Новостей рассказал основатель и художественный руководитель коллектива - дирижер Сергей Поляничко.
- Сергей, вы уже не первый раз едете в Псков...
- Мы играли у вас, кажется, в 2007 году на Фестивале русской музыки, потом играли в Пскове на фестивале Crescendo. В одном концерте как раз с Денисом Мацуевым. Теперь вот готовимся, собираемся приехать в третий раз.
- Теперь уже со своим концертом?
- Да, будет полный концерт.
- А чем запомнились ваши предыдущие визиты в Псков, может быть, псковская публика?
- Концерты были очень разные. А публика, кстати, в Пскове нас принимает всегда самым положительным образом. Я не знаю, чем привлекает псковичей роговая музыка, не всем она известна, но у нас и на первом концерте был полный зал, и на втором. Будем ждать аншлаг и в третий раз.
- Расскажите немного об оркестре, его музыкантах. Я так понимаю, что это коллектив единомышленников, которые занимаются возрождением жанра русской роговой музыки?
- Это действительно так. Музыканты все профессиональные, все студенты, выпускники Санкт-Петербургской консерватории. Все достаточно молодые. Уже 10 лет мы занимаемся возрождением этого жанра. Уже сделали некоторые успехи. Например, в этом году коллектив стал государственным.
- Может быть еще немного расскажите об успехах, насколько удается выполнять эту миссию по возрождению утраченного жанра?
- Честно признаюсь, так трудно коротко пересказать десять последних лет. Даже трудно представить, сколько всего мы сделали. Мы писали музыку к фильму «Фауст» Сокурова, мы были номинированы в Книгу рекордов Гиннеса, вспомнили какие-то сумасшедшие концерты, возродили старинные партитуры. Самое главное наше достижение на данный момент - это то, что мы привели роговую музыку к жанру государственной. Эта музыка никогда не была государственной, несмотря на то, что она всегда была любима властью. Начиная от императора и императриц, которые владели роговыми оркестрами, и до сегодняшнего дня, это всегда была частная история. Оркестры принадлежали вельможам - Нарышкину, Потемкины, Орлову и другим многим очень известным, влиятельным, знаменитым, богатым людям, которые вкладывали в культуру России, сохраняли традиции. Сегодня этих людей уже нет. Мы взяли восстанавливать жанр самостоятельно. Впервые мы сделали так, что этот жанр был признан государством.
- А что это вам дает?
- Теперь мы работаем на государственном уровне. За последние два года мы объездили 27 стран, поучаствовали во многих днях культуры в разных странах мира, организовывали собственные фестивали, выступали практически на всех континентах, кроме Австралии. Надеюсь, и туда доберемся.
- Как воспринимают вашу музыку зрители разных стран?
- Конечно, по-разному. Разные культуры, разная ментальность. Например, европейцы очень привязаны к этой музыке, к этой охотничьей тематике, потому что натуральные валторны когда-то были без единого вентиля. В принципе, если наш рог скрутить в калачик, то получится натуральная валторна. Поэтому Европа к этому звучанию более привычна. В России эта музыка была очень популярна раньше. Последние 150 лет этих оркестров не было, поэтому очень трудно сформировать большое общественное мнение об этой музыке. Отсутствует конкурентная среда, мы работаем, в принципе, одни в поле, поэтому те, кто нас знает, и могут судить об оркестре.
- Аналогов вашему коллективу в России и в мире пока нет?
- Нет, это настолько трудно копируемо, что никто в мире и не брался за это дело. Оркестры роговые дарили, передаривали, они даже выезжали в Европу на гастроли, но никто никогда не брался повторить это искусство где-либо. Оно появилось в России в середине XVIII века, просуществовало порядка 200 лет, до конца XIX века. С отменой крепостного права крепостные роговые оркестры сошли на нет и следующие 150 лет вообще отсутствовали. Даже в энциклопедии написано об этом жанре, что он был, он утерян и невозможен к возрождению.
Мы сделали своими руками все инструменты, по своим чертежам. Это копии музейных экспонатов, которые хранятся в Шереметьевском доме на Фонтанке. Самостоятельно освоили технику написания нот, игры на этих инструментах. Все эти последние 10 лет мы только и занимались тем, что пытались понять, что же такое роговая музыка. Есть в архивах какие-то осколки старинного репертуара, но я не могу назвать его высокохудожественным. Часто они были какими-то сигналами, например, царица селя на коня, поехала на охоту, трубят в рога, погнали зверя - опять трубят. Но именно появление рогового оркестра по полутонам, а не рогов охотничьих, дало возможность играть классическую музыку. Именно появление полутонов. Только тогда это стало искусством.
Композиторы для роговых оркестров писали - Козловский, Фомин, Дегтярев и другие. Некоторые партитуры сохранились, мы их уже исполнили. Какие-то не звучали порядка 200-220 лет, как «Реквием» Козловского. Мы занимаемся поиском, работаем в архивах, восстанавливаем ноты, исполняем это. Трудно зачастую убедить людей, зачем нужно играть музыку, которая 200 лет не звучала. Играем и вдруг вслед за нами все начинают ее играть, говорить, как же мы не знали, что такая прекрасная музыка есть. Мы, если честно, переполошили, подняли целый пласт музыкально-исторический, эту музыку возродили, о чем ни капли не жалеем, хотя потратили огромные силы. Но не безрезультатно, что важно.
- На сегодня в коллективе 20 музыкантов. Этого достаточно? Есть какой-то лимит?
- Конечно. Наши специфика заключается в том, что один человек играет одну ноту. Вот, например, когда короновали Александра III, кинулись искать роговой оркестр, потому что он был вписан в церемонию коронования. И не могли его найти, потому что роговой оркестр уже практически вымер. Тогда барон Штакельберг сделал копии старинных инструментов, организовал хор рожечников специально для коронования. После этот хор еще работал, назывался Императорский Егерский хор. В нем работало 300 человек. Нас, в современном оркестре, 16-20 человек в зависимости от программы. Мы играем по тому же принципу: один человек - одна нота. Но в разное время у наших музыкантов, как и у их предшественников, ни одна нота в руке, ни один инструмент, а несколько, и они их периодически меняют. Поэтому у нас свой путь.
- Расскажите о программе, которую везете в Псков.
- Будем играть Баха, будем играть Россини, будем играть Каччини, будем играть русскую музыку, сыграем Чайковского. Хотим снова привезти Болеро Равеля. Различную виртуозную музыку поиграем, духовную музыку. В общем, самую разную. Плюс я расскажу в процессе о жанре, коллективе и музыке, это будет некий концерт-лекция.
- Будете выполнять просветительскую функцию?
- Конечно.
- Насколько сложно адаптировать произведения классиков для игры на ваших инструментах?
- Смотря что играть. Вот недавно мы решили играть Вивальди «Времена года». Недавно, это в 2007 году. То есть в 2007 году мы начали подготовку этой программы, и 25 декабря 14-го года мы ее исполнили в малом зале филармонии. То есть на то, чтобы придумать, как сыграть все концерты «Времена года» Вивальди роговым оркестром, ушло семь лет. Но результат был превосходным.
Сыграть можно многое. Иногда встает вопрос, зачем. Но мы, разумеется, в поисках своего материала. Мы делаем аранжировки, я достаточно активно привлекаю к сотрудничеству молодых композиторов. Пока этих современных произведений у нас не так много, но мы их накапливаем, чтобы сделать из них концерт.
- Современные произведения современных авторов?
- Да, конечно.
- Возможна ли на ваших концертах импровизация?
- Думаю, что нет. Нам, чтобы выучить одно произведение, месяцы нужны, потому что припаять одну ноту к другой в пределах сотых долей секунды - это достаточно трудно. Импровизировать можно на сольных инструментах, на роговом оркестре - это очень затруднительно, я думаю. Хотя, как пример, когда мы писали музыку к «Фаусту» Александр Николаевич Сокуров сам дирижировал роговым оркестром. Мы взяли любые инструменты, которые попались в руки, и он показывал музыкантам ритм, динамику, нюансы, просил исполнить какие-то вещи. Мы записали эту импровизацию, и она вошла фильм.
- Спасибо, за ответы. Будем ждать вашего выступления в Пскове.
Беседовала Светлана Аванесова
Добавим, что концерт Русского государственного рогового оркестра состоится 7 апреля в 19.00 в БКЗ Псковской областной филармонии. Билеты по цене от 400 рублей можно приобрести на сайте филармонии.
Источник: Псковская Лента Новостей