Актер Андрей Шимко: «Фарятьев — это невероятная тема»
24 мая 2016В Псковском театре драмы репетируют спектакль «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. В роли Павла Фарятьева — известный петербургский актер Андрей Шимко, артист Александринского театра, Молодежного театра на Фонтанке, театра «Приют комедианта». Корреспондент Псковской Ленты Новостей поговорил с актером о его новой роли на псковской сцене.
- Работа над ролью Фарятьева — что это для вас как актера? Удовольствие? Вызов?
- Я всякий раз вызов делаю только себе. Никому больше. Потому что я считаю, что каждая роль — это открытие какой-то своей новой грани. Может быть, еще не осознанной внутри. Поэтому Фарятьев для меня — такой... даже не человек, а детская и вместе с тем теряющаяся, уходящая натура. Настолько мимолетная, что ухватить ее очень сложно. Она где-то постоянно рядом гуляет. Я вот Фарятьева угадать сейчас, на период этих репетиций, пока не могу. Я даже не знаю, произойдет ли это на спектакле. Потому что каждый раз, когда я выхожу репетировать Фарятьева, для меня это не просто текст, не просто роль, Фарятьев — это какая-то невероятная тема. Тема, нам давно знакомая, но не осознанная. Он спрашивает: «Почему так привлекает небо, распахивающееся, как двери, в знакомый и бесконечный мир?» В мир, в котором можно потеряться, заблудиться.
- А такие люди, как Фарятьев, «не от мира сего», они сегодня существуют?
- Я думаю, да. Их очень много. Привлекательны ли они для женщин? Не знаю. Вряд ли. Женщинам ведь нужно создавать семью. Они мыслят несколько иными категориями, нежели мужчины. Им нужны дети. Но что касается женщин, которые умеют ценить настоящее, глубину, то они способны полюбить таких, как Фарятьев. Вот ведь тоже: почему Фарятьев полюбил Сашу? За глубину. Она, может, и не красавица, но в ней есть бесконечная глубина и обаяние. Эта глубина объединяет Сашу и Фарятьева. Но Саша выбирает другого человека.
- И бежит к нему, несется, забыв себя...
- Да, бежит, несется. Мы же вот еще как — мы же себе немножко придумываем нашу любовь! Мы же фантазируем. Это все фантазии Фарятьева. Ведь и он слегка себе нафантазировал Сашу, вероятно, как и Саша нафантазировала себе Бедхудова.
- То есть это фантазии не только Фарятьева, но и всех остальных героев?
- Да, конечно. И сестра Саши — Люба находится в таком периоде своего взросления, что ей хочется даже не столько любви, сколько понимания. Ей хочется, чтобы ее поняли. Это так необходимо. Понятие любви в последнее время деформировано. Никто не понимает любовь как возможность отдавать, и не требовать ничего взамен. Сегодня как? Я отдал — дайте мне взамен. А это никакая не любовь.
- Но Люба любит искренне?
- Люба любит по-детски. В Фарятьеве она увидела не только мужчину, но и нечто инопланетное. То, о чем она , может быть, думала, и то, что в ней вдруг соединилось. У Аллы Соколовой написано, что, когда Фарятьев заканчивает свой монолог про видения свои, в этот момент Люба рыдает.
- А тот факт, что в пьесе Фарятьев работает стоматологом, как-то звучит?
- Человек занимается конкретной профессией. Он — врач. Но для него это, скорее, социальная роль, чем внутренний статус. Статус — это его миссия. Но я с трудом представляю себя в кресле стоматолога Фарятьева. Вдруг он, сверля зуб, задумается о своей миссии и куда-нибудь улетит? Да, вместе с пациентом. Поэтому я немного сочувствую пациентам Фарятьева. То, что он стоматолог, еще одна его нелепость. Вроде как стоматолог, по нашим понятиям, - это статусно, денежно. А он совершенно об этом не думает. Он не относится к этому серьезно. Удивительно! В этом плане Фарятьев — совершенно не практичный человек.
- Вам приходилось играть похожие роли?
- Дон Кихот. Несчастливцев в «Лесе», совсем не практичный. Но меня притягивают такие роли. Я еще не понимаю всего про Фарятьева до конца. Роль не сыграна. Как Олег Борисов говорил: «Репетируйте роль с первых репетиций. Не бросайте время в пустоту». И с первых репетиций я уже думаю по другому. Чем больше ты себя впускаешь внутрь персонажа, тем больше ты сам становишься и в жизни Фарятьевым. Хотя, все равно, ты его сочиняешь.
- Вопрос, связанный с массовой культурой. Вы не боитесь играть роли, которые, что называется «насмотрены»? То есть имеется фильм Авербаха, который постоянно показывают по телевизору, и зритель , который приходит в зал, невольно начинает сравнивать вас с телевизионным образом, сыгранным Андреем Мироновым.
- Я уже «напуган» разными известными ролями. И Зилова сыграл в «Утиной охоте». И Гамлетов разных играл. Я считаю, что каждая отдельная театральная история не привязана вообще ни к чему. И сценическая, и киношная. Все исходит от конкретного режиссера, конкретного актера. Все равно это будет другая история. И тем людям, которые сравнивают, я сочувствую. Потому сравнивать нельзя, как нельзя сравнивать людей. Люди разные априори. И нужно принимать ту историю, которая есть сейчас, в данную минуту. Тем более время — совершенно другое, люди в зале другие, восприятие другое. Все-таки сорок лет прошло. Мы, конечно, хотим достать, вытащить из небытия вот ту искренность, ту наивность, которые были присущи тому времени, эпохе 70-х прошлого века. Потому что столько цинизма и агрессии в наше время. Пожалуй, для меня этот спектакль, это роль просто подарок. И подарок еще то, что все это происходит не в Питере, а в Пскове. Я никогда не сравниваю, и другим не советую, потому что это всегда медвежья услуга, прежде всего — самому себе. Сравнивая, ты сам, как зритель, подрезаешь себе ощущения от той истории, которую смотришь.
Беседовал Александр Донецкий
Фото: Андрей Кокшаров
Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина